Есть ли у ВИЭ будущее в Казахстане?

Надежное снабжение компонентами возобновляемой энергии и сырьевыми материалами – важный фактор для развития сектора
Фото: Руслан Пряников

В настоящее время возобновляемые источники энергии (ВИЭ) занимают доминирующее положение среди новых источников энергоснабжения, причем наибольший прирост приходится на солнечную и ветровую энергию. За последние два десятилетия общая установленная мощность ВИЭ в мире и их доля в электросетях неуклонно растут. Такое увеличение является ключом к достижению декарбонизации энергетических систем, однако для расширения и диверсификации производственного потенциала потребуются значительные инвестиции, включающие в себя не только добычу критических материалов, но также профессиональную подготовку людей, исследования и инновации.

По мнению Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, в глобальном масштабе возобновляемые источники энергии станут доминирующим источником энергии уже к 2038 году. Китай, Европа и США будут способствовать увеличению производства солнечной и ветровой генерации на 53%, производя более 57% мировой солнечной и ветровой продукции к 2050 году. Согласно оценкам, до 2030 года в возобновляемые источники энергии необходимо инвестировать 4 трлн долларов в год, с тем чтобы к 2050 году достичь нулевого уровня выбросов. При этом инвестиции в возобновляемые источники энергии обойдутся значительно дешевле, чем в энергию, добытую из ископаемых видов топлива.

Темпы перемен продолжат ускоряться в течение следующего десятилетия и далее, однако скорость и характер этих изменений будут сильно различаться в зависимости от страны, рынка и сектора. В результате человечество столкнется не с одним энергетическим переходом, а множеством. Как показало недавнее исследование EY «Critical raw materials for the energy transition — how to achieve the targets?» (Критические минералы для энергетического перехода — как достичь целей?), к концу десятилетия глобальная мощность возобновляемых источников энергии вырастет на 2000 ГВт, что эквивалентно всей сегодняшней мощности возобновляемых источников энергии Китая и Европы.

Важно заметить, что замена ископаемого топлива чистыми источниками энергии в дальнейшем увеличивает риск новой зависимости: для производства возобновляемых источников энергии и электромобилей потребуется больше критических материалов - медь, литий, никель, кобальт, алюминий и другие критические элементы, чем технологии производства электроэнергии на основе используемого топлива - нефть, газ, уголь и т.д. В этом случае надежное снабжение компонентами возобновляемой энергии и сырьевыми материалами – крайне важный фактор для развития.

В связи с прогнозируемым ростом спроса на чистую энергию декарбонизация и возобновляемые источники энергии входят в число политических приоритетов многих стран, и Казахстан – не исключение. Как сказал заместитель генерального менеджера по региону Евразии Powerchina International Group Limited Хуан Ганг, несмотря на значительные запасы нефти, газа и угля, идеальное расположение страны имеет огромные перспективы для развития солнечной, ветро- и гидроэнергетики: потенциал ветровой энергии составляет 920 млрд кВтч/год, гидроэнергетики - 62 млрд кВтч/год, солнечной энергии - 2,5 млрд кВтч/год, геотермальной энергии - 4,3 гигаватт/год. Директор департамента по возобновляемым источникам энергии министерства энергетики Жаслан Касенов в свое время отметил, что особенно высокий потенциал представляет собой ветроэнергия, с учетом того, что около 50% территории Казахстана имеют скорость ветра 4-5 м/с на высоте 30 метров.

По прогнозам, ветроэнергетический потенциал Казахстана к 2030 году достигнет 820 млрд кВтч/год. В то время как потенциал солнечной энергии в южных регионах Казахстана – около 2200–3000 солнечных часов в год, что позволяет быть конкурентноспособными даже с самыми солнечными странами мира.

К тому же Казахстан обладает одной из самых богатых и разнообразных в мире минерально-сырьевых баз, содержащих почти все элементы таблицы Менделеева - 99 из 118. Страна играет значительную роль в мировой горнодобывающей промышленности – у нас есть возможность добывать и производить около половины из 30 важнейших материалов, которые ЕС определяет как критически важные, включая никель, кобальт, литий, вольфрам и другие редкоземельные элементы. Тем не менее, по ожиданиям АО «Национальная геологическая служба» («дочка» Министерства промышленности и строительства РК), в течение 15 лет будет истощен ряд крупных месторождений. Для того, чтобы предотвратить экономический спад в будущем, крайне важно усилить геологическое изучение недр с привлечением зарубежных стратегических партнеров и начать работу по созданию более самодостаточных региональных цепочек поставок, как горнодобывающих, так и перерабатывающих предприятий. Комплексно, это поможет избежать зависимости от критических минералов, а также обеспечит государство энергетически чистой инфраструктурой до того, как многие страны откажутся от использования ископаемого топлива.

Автор: партнер EY, руководитель практики услуг в области устойчивого развития в странах Центральной Азии, Кавказа и Украине Виктор Коваленко

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤