Как развивается сфера туризма
Председатель Комитета туристской отрасли при президиуме НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева поделилась мнением о том, что нужно сделать для дальнейшего роста этой сферы в РК«Туризм должен стать одним из прибыльных видов бизнеса, оказывающих мультипликативный эффект для всех заинтересованных сторон – государства, бизнеса и работников», – сказал первый заместитель премьер-министра Роман Скляр, выступая на коллегии министерства туризма и спорта в феврале 2024 года. По его мнению, работа в регионах ведется недостаточными темпами, и основной вопрос заключается в незаинтересованности акиматов и отсутствии должного финансирования. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz председатель Комитета туристской отрасли при президиуме НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева рассказала о том, как развивается сфера туризма в Казахстане, а также поделилась мнением о том, что нужно сделать для ее дальнейшего роста.
- Юлия, расскажите, какие тренды существуют в туристской отрасли? Как глобальное турсообщество приспосабливается к этим изменениям?
- Как и любая сфера, туризм, естественно, развивается и претерпевает изменения. Большое влияние на текущую картину в отрасли оказал COVID. Многие люди заинтересовались внутренним туризмом взамен выездного. Расширились возможности для бизнеса. Информация в сетях о наличии новых мест притяжения стала намного доступнее, сформировалась культура отзывов и квазирейтингов.
В этих условиях многим туристам стало проще планировать свои туры самостоятельно, не подстраиваясь под имеющиеся программы туроператоров. Возникли приложения, которые позволяют найти тур практически в любой точке мира, и появилась конкуренция за туриста. Сама линейка туров расширилась: достаточно много дестинаций (destination – направление с англ.), которые предлагают не только осмотр достопримечательностей, но и игровой формат, квесты, гастротуры, агротуры, туры для детей, иммерсивный театр и так далее.
На фоне овертуризма (перенасыщение избыточным потоком туристов – Ред.) в наиболее посещаемых локациях многие гости хотят спокойного отдыха в красивом комфортном окружении. Растет спрос и на экотуризм.
Турсообществу в этих условиях приходится активно осваивать цифровизацию: от формирования турпродукта до его продвижения и общения с клиентами. Появляются новые глобальные и локальные игроки. В выигрыше будут те субъекты бизнеса, которые максимально гибко подойдут к вопросу и смогут создать своего рода «конструкторы» туров хорошего качества под любой запрос.
- Наблюдается ли в сфере туризма РК тренд на инклюзивность (для туристов с особыми потребностями)? Проводится ли какая-либо работа в этом направлении?
- К сожалению, я не могу сказать, что в Казахстане имеется тренд на инклюзивность. Не только в туризме, а в инфраструктуре в целом. Да, уже есть продвижение в этом направлении: утверждены стандарты «Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования» и «Доступные места (средства) размещения для туристов с ограниченными физическими возможностями. Общие требования». Однако для того, чтобы инфраструктура стала реально доступной для туристов с особыми потребностями, требуется приложить еще немало усилий как со стороны бизнеса, так и государства.
Думаю, хорошим драйвером в этой работе стала бы премия на «Лучшее пространство для жизни», которую мы хотим организовать совместно с сообществом Green Urban.
- Какие меры господдержки сферы туризма существуют в Казахстане? Как бы вы оценили их эффективность?
- Предпринимателям предусмотрено возмещение части затрат по нескольким направлениям: на строительство и реконструкцию туробъектов, а также объектов придорожного сервиса, содержание санитарных гигиенических узлов (СГУ), приобретение транспорта туристского класса или горнолыжного оборудования. Предусмотрено субсидирование туроператоров за каждого ввезенного интуриста (иностранного туриста – Ред.).
Наиболее востребованные из этих мер – субсидирование туроператоров и содержание СГУ. Что касается строительства и реконструкции объектов, то предлагаемые 10% не слишком стимулируют бизнес, поскольку выплата отсрочена по времени, затраты на строительство – значительные, а срок окупаемости – длительный.
Кроме того, есть меры, направленные не на поддержку субъектов бизнеса напрямую, а предназначенные стимулировать граждан Казахстана путешествовать внутри страны и останавливаться в гостиницах. Например, бесплатный перелет для детей в рамках программы Kids Go Free.
В настоящее время мы работаем совместно с МТС (министерство туризма и спорта – Ред.) над тем, чтобы повысить эффективность уже имеющегося набора мер поддержки.
- В феврале 2024 года первый заместитель премьер-министра Роман Скляр поручил акиматам сформировать Дорожные карты по развитию туристических объектов. Был ли у вас опыт подготовки таких карт? Что должно быть в них в первую очередь, по вашему мнению?
- Честно говоря, большая благодарность Роману Васильевичу за такое поручение. Мы уже не первый год поднимаем вопрос о необходимости ежегодных инвентаризаций популярных турмаршрутов на предмет их готовности к сезону. Работа ведется с участием бизнеса и РПП (региональные палаты предпринимателей – Ред.). Ряд МИО (местные исполнительные органы – Ред.) идут на контакт, нас поддерживает и профильное министерство. По результатам инвентаризаций делается Дорожная карта (ДК). Например, такую карту мы согласовали по озеру Алаколь.
ДК – это обоюдное согласие решать совместно определенные вопросы в четко установленные сроки. Три года подряд мы подписывали Дорожные карты совместно с МТС и нацкомпанией Kazakh Tourism. Есть опыт заключения Дорожной карты с министерством экологии.
По опыту могу сказать, что в ДК включаются по несколько наиболее острых вопросов в ряд разделов. Это могут быть в случае необходимости и законодательные изменения, и вопросы создания условий для развития и продвижения турпродуктов, обязательно всегда – инфраструктурные проблемы. Инфраструктура – это главное условие хорошего турпродукта, вопросы кадрового обеспечения и многие другие насущные задачи. Мы всегда формируем наши карты по запросу, сигналам бизнес-сообщества. По исполнению этих ДК перед бизнесом и отчитываемся.
Надеюсь, что поручение первого заместителя премьер-министра также будет реализовываться при нашем участии. Материал и предложения от бизнеса у нас всегда есть.
- Как вы думаете, что нужно сейчас развивать в туристской отрасли в первую очередь?
- Несколько лет назад мы поднимали вопрос о необходимости введения рейтинга дестинаций 5А, который является понятным ориентиром для туристов из восточных стран. В частности, если в качестве одной из основных целевых аудиторий туристов в нашей стране мы определяем гостей из Китая и Южной Кореи, то система 5А у них очень распространена и применяется для оценки не только гостиниц и ресторанов, но и достопримечательностей. Это позволило бы повысить и качество сервиса, о котором сегодня так много говорится.
Также важно работать над улучшением транспортной доступности дестинаций (авиа, ж/д, авто), приводить в порядок аэропорты, вокзалы и автовокзалы.
В мире набирает все большую популярность все, что связано с устойчивым развитием, экологичностью, зеленым развитием. И Казахстан не может остаться здесь в стороне. Что нужно делать предпринимателям и государству? Нам надо работать над использованием «чистого» транспорта, в то время как транспортный парк в Казахстане сейчас изношен. Необходимо расширять практику строительства троп в национальных парках и других популярных дестинациях. Работать с проблемой мусора и обеспечения инфраструктуры питания.
Для развития устойчивого туризма нужно также более активно привлекать местное сообщество, тем самым создавая рабочие места и дополнительные доходы непосредственно в турдестинациях. Мы активно работаем с Минэкологии в рамках совместной Дорожной карты, но игроков в этом вопросе намного больше.
В целом туристы в республике больше не редкость. Они хотят расширять свои впечатления, открывать Казахстан, и это большой плюс, которым нужно пользоваться. По примеру других стран нам надо создавать систему стимулов для развития новых интересных турмаршрутов и турпродуктов, формирования дизайн-кодов городов и их сувенирной линейки. Это должна быть комплексная программа, включающая стимулирующие и мотивационные меры для компаний, которые разрабатывают разнообразные туры (этно, эко, агро, технологические, производственные, промышленные, гастро, сельские и другие). В таком виде туризм действительно станет драйвером для вовлечения малого и среднего бизнеса и регионов.
- Роман Скляр также напомнил, что по поручению главы государства утверждена Концепция развития туристской отрасли РК на 2023-2029 годы, в которой заложено увеличение занятости в отрасли до 800 тыс. человек к 2029 году. Как вы считаете, насколько это реально?
- На январь 2024 года в туристской отрасли заняты 501 623 человека. Их число ежегодно растет – так же, как и остальные показатели. Нужно отметить, что в этой сфере есть и сезонные сотрудники, которые работают в местах размещения сезонных курортных зон: Алаколь, Балхаш и так далее.
Хотя количество иностранных туристов растет, равно как и уровень мобильности населения Казахстана, думаю, что целевые индикаторы по количеству занятых, заложенные в Концепции к 2029 году, скорее всего, будут достигнуты.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.