Какие риски несет долговая нагрузка на госбюджет
Для избежания долгосрочных последствий нужно разработать концепцию по управлению правительственным долгом, считает экспертДолговая нагрузка на республиканский бюджет за четыре года увеличилась более чем в два раза, но его размер сегодня находится на безопасном уровне, отметил в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz ведущий эксперт Центра макроэкономических исследований и прогнозирования АО «Институт экономических исследований» Алим Копбаев. Однако, по его мнению, для предотвращения долгосрочных последствий в стране нужно разработать и принять Концепцию по управлению правительственным долгом.
- В среднем 1,1% от ВВП Казахстана за 2018-2022 годы составляют расходы государственного бюджета на обслуживание долга. Они выросли более чем в два раза с 0,6 трлн тенге (1,0% от ВВП) в 2018 году до 1,4 трлн тенге (1,3% от ВВП) в 2022 году. Причиной их роста послужило ежегодное увеличение размера государственного долга. Как бы вы оценили риски для ухудшения суверенного рейтинга страны в связи с текущим уровнем долговой нагрузки?
- Для начала отмечу, что международное рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило суверенный кредитный рейтинг Казахстана на уровне «BBB-/А-3», прогноз - «Стабильный» по состоянию на начало сентября текущего года. Для присуждения рейтинга агентствами основными параметрами являются экономические, институциональные, валютные, внешние и фискальные факторы.
Доля затрат государственного бюджета на обслуживание долга является неотъемлемым фактором присуждения рейтинга страны. Тем не менее в Казахстане доля затрат на данный тип расходов находится на относительно низком уровне. Например, в РФ такой тип расходов составляет 0,5% от всех расходов бюджета или 0,1% в 2021 году (показатели по 2022 году скрыты). В развитых странах объем затрат на обслуживание долга выше.
К тому же значительная доля государственного долга приходится на внутренний рынок - 64,8% в 2022 году и 61,1% в 2021 году, что уменьшает риски для устойчивости государственных финансов, исходящих от валютного рынка.
Таким образом, я полагаю, что риск для ухудшения суверенного рейтинга РК в связи с долговой нагрузкой отсутствует за счет большего заимствования внутри отечественного рынка, что снижает валютный риск. А также доля затрат на обслуживание низкая. К тому же для развивающейся страны государственный долг также низкий - 23,2% к ВВП по итогам 2022 года.
- В Казахстане из года в год фиксируется дефицит бюджета. Также в правительстве заявляют, что в доходной части бюджета значительную часть занимают поступления от нефтедобычи, что, понятно, несет риски. В том числе по этой причине планируется менять налоговую политику в стране, чтобы диверсифицировать источники поступлений в бюджет. В частности, рассматривается вопрос повышения ставки НДС до 16%, введения прогрессивной шкалы по ИПН и КПН. Насколько эти меры помогут решить вопрос диверсификации доходной части бюджета? Предлагаемые меры действительно могут повысить устойчивость системы формирования бюджета страны? Не вызовет ли это обратный эффект – например, не приведет ли повышение НДС к уходу бизнеса в тень, а значит - снижению собираемости данного вида налога, на ваш взгляд?
- НДС является одним из главных источников дохода государственного бюджета, по итогам 2022 года доля НДС в поступлениях ГБ составила 20,7%. Повышение ставки по НДС не приведет к повышению диверсификации доходной части бюджета, так как увеличение ставки приведет к более высоким поступлениям от НДС, то есть он станет еще более важным.
КПН составил 19,4% от всех поступлений ГБ в 2022 году, ИПН – 7,4%. Введение прогрессивной шкалы приведет к увеличению налоговых поступлений от прибыли, тем не менее на данный момент расчеты проведены не были.
В целом вышеуказанные налоговые доходы формируют значимую долю от поступлений в государственный бюджет, если не считать трансферты. Повышение ставок и введение дифференцированной системы точно приведет к повышению доходной части. Устойчивость бюджетной системы же может быть достигнута за счет снижения зависимости от нефтяных доходов в бюджет (таможенные пошлины на нефть и трансферты).
Повышение НДС, как отмечал глава МНЭ Алибек Сакенович Куантыров, затронет только более 120 тыс. предпринимателей в стране. На данный момент в республике около 1,8 млн субъектов ИП, а субъектов бизнеса в целом 2,2 млн. Таким образом, повышение НДС затронет около 10% предпринимателей. Поэтому, я считаю, что значительного ухода в тень не будет, так как повышение ставки НДС в конечном счете ляжет на потребителей.
- Какие меры нужны, по вашему мнению, для повышения устойчивости республиканского бюджета и его эффективности?
- Одним из важных факторов обеспечения устойчивости является противодействие внешним рискам, таким как снижение цены на нефть, ослабление курса тенге и другим. При составлении бюджета необходимо проводить сценарный анализ изменения внешней конъюнктуры на возможность реализации тех или иных внешних макроэкономических рисков.
Также необходимо создание Концепции по управлению правительственным долгом, так как это может предотвратить долгосрочные последствия для устойчивости не только бюджета, но и страны.
- Как вы оцениваете практику расходной части бюджета в Казахстане? Какие моменты в ней требуют совершенствования?
- В целом расходы бюджета страны отражают социальную направленность политики государства. То есть затраты на образование, здравоохранение и социальную помощь составляют 44,7% от всех расходов по итогам 2022 года. В данном аспекте практика бюджетных расходов в целом соответствует практике большинства развивающихся социально направленных стран.
Тем не менее есть несколько факторов, в которых требуется усовершенствование. Первое, преобладание текущих расходов над капитальными. Второе, транспарентность для населения, я считаю, что бюджетный процесс понятен не для всех, и, возможно, стоит повысить прозрачность процесса.