Местные бюджеты будут распределять по плану развития региона
Он станет базовым документом деятельности акимаВ новом Бюджетном кодексе для повышения качества планирования расходов местных бюджетов предлагается определить один базовый документ деятельности акима – план развития региона. Только на его основании должен распределяться бюджет. Об этом рассказал министр национальной экономики Алибек Куантыров, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В его составе будет разрабатываться инвестиционный план, который будет фундаментом для планирования бюджета и развития региона. Ключевое здесь, что он будет показывать проблемные и приоритетные зоны в разрезе населенных пунктов на основании данных, имеющихся у всех госорганов. Теперь при выделении денег будет компактный документ, где видно, куда и зачем надо их направить. Это будет расписываться до мероприятий с привязкой к индикаторам», - рассказал министр.
Для повышения качества планирования расходов местных бюджетов также предлагается:
- с 2026 года
формировать план развития на основании нормативов базовой
инфраструктуры;
- целевые трансферты
на развитие будут направляться только на финансирование критической
инфраструктуры и проектов общестранового значения;
- конкретизируется
порядок планирования трансфертов общего характера.
«Чтобы не потерять целевое назначение расходов, которые ранее финансировались целевыми трансфертами, мы выделяем в составе ТОХ целевые субвенции. Они полностью будут планироваться отраслевыми АБП совместно с МФ. И еще одна предлагаемая мера – это повышение роли мониторинга за использованием республиканских денег МИО, включая выделяемые в виде трансфертов общего характера, в том числе за счет усиления ревизионных комиссий», - сообщил Алибек Куантыров.
Он добавил, что в новом Бюджетном кодексе появились общие требования ко всему бюджетному процессу. Например, появился новый раздел – «Основы бюджетирования РК», направленный на усиление принципов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).
«БОР означает, что каждый тенге бюджета должен быть направлен на достижение конкретного результата. В связи с чем заложен концепт, что основой для бюджетирования являются документы СГП – а именно планы развития госорганов/регионов/СКГС. Еще одним условием перехода на БОР является открытость бюджетной информации и подотчетность перед населением. Подотчетность и транспарентность мы реализуем через публикацию бюджетной документации. По ответственности мы разграничили зоны ответственности должностных лиц и участников бюджетного процесса. Все это мы вывели в отдельные статьи. Теперь можно увидеть весь перечень документов, подлежащих публикации, и все виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства в соответствующих статьях», - сказал министр.
Еще одна новая глава кодекса – «Управление результатами». Это набор инструментов для применения в бюджетном процессе и принятии управленческих решений. Сюда включены определения, требования, виды документов и ответственность по проведению обзора расходов, мониторингу, оценке результатов, а также роль государственного аудита с точки зрения бюджетирования.
«Что касается сопутствующего законопроекта. Внесены поправки для приведения в соответствие с новой редакцией Бюджетного кодекса. Всего затронуто 26 законов. Отдельный блок поправок касается унификации механизмов ГЧП. Так как концессия – это тоже разновидность ГЧП, планирование и реализация концессионных проектов будут регулироваться законом «О ГЧП», при этом закон «О концессиях» ставится на утрату. В целом для реализации нового Бюджетного кодекса будут приняты более 205 НПА. Для эффективного практического применения норм документа необходимо перестроить работу уполномоченных органов, проводящих оценку результатов», - рассказал он.
Отметим, что на рассмотрение правительства вынесли проект Бюджетного кодекса в новой редакции.