Какие тенденции наблюдаются в транспортно-логистическом секторе
Аналитики считают, что к 2030 году Казахстан способен стать ведущим транзитным хабом Центральной АзииЭкономика Казахстана начала восстанавливаться после шока, вызванного эпидемиологической и политической нестабильностью. Эти события отразились и на состоянии транспортной сферы. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz коммерческий директор логистической компании RTL Alliance Дмитрий Башко и ведущий аналитик инвестиционно-консалтинговой компании ASER Владислав Капота рассказали об основных особенностях и тенденциях развития транспортно-логистической отрасли страны.
- Дмитрий, Владислав, как вы можете охарактеризовать транспортно-логистический рынок Казахстана на современном этапе?
Дмитрий Башко: Логистическая сфера сейчас находится на подъеме. С конца 2022 года и начала 2023 года на рынке ЕАЭС (Евразийский экономический союз – Ред.) существенно выросли объемы перевозок. В первую очередь через Казахстан и другие страны Центральной Азии. Этому также способствовала нестабильность в других регионах СНГ (война в Украине – Ред.).
Кроме того, на увеличение объемов перевозок повлияла активизация экономической активности внутри самого Казахстана. Так, в 2022 году мы наблюдали рост ВВП республики на уровне 3,1%, который обеспечила сфера транспорта и складирования в том числе. Ее рост составил 5,6%.
Владислав Капота: Безусловно, прошлый год стал для Казахстана годом возможностей. В первую очередь, в транспортной сфере. В 2022 году транспортные потоки из Азии в Европу были в значительной степени перестроены. Казахстан получил возможность перехватить инициативу в этом направлении. Сейчас мы наблюдаем активный рост капиталовложений. Инвестиции в основной капитал транспортно-логистического рынка в 2022 году увеличились на 5,4% по сравнению с уровнем прошлого года и превысили 1,55 трлн тенге. И тут важную роль играет правительство, так как 44% от общего объема инвестиций было осуществлено за счет государственных средств.
Дмитрий Башко: Мы видим, что из-за геополитической напряженности в Восточной Европе выросла актуальность использования Транскаспийского международного транспортного маршрута. Это привело к взрывному росту внешнеторгового оборота Казахстана – более чем на 34% по сравнению с прошлым годом. Экспорт в 2022 году вырос на 39,9%, до 84,4 млрд долларов, а импорт – на 21,4%, до 50 млрд долларов.
При этом казахстанский бизнес удачно воспользовался санкциями западных стран в отношении России. За 2022 год из Казахстана в РФ только электроника была экспортирована на сумму более чем 650 млн долларов. Аналогичный всплеск внешнеторговой активности наблюдается и в других товарных категориях, которые попали под международные антироссийские санкции.
Владислав Капота: Наблюдается активный рост рынка e-commerce из-за изменения предпочтений потребителей. Они все чаще отказываются от похода в офлайн-магазины и предпочитают осуществлять покупки онлайн. Интересно то, что этот тренд не ослабевает даже после спада пандемии.
Кроме того, продолжается активная цифровизация отрасли. Облачные системы и информационные сервисы позволили логистическим компаниям перенести в онлайн все свои рабочие процессы, а также ускорить таможенное оформление.
- Какие логистические компании сейчас доминируют на рынке Казахстана?
Дмитрий Башко: Если говорить о коммерческих перевозках, то безусловным лидером рынка является компания KTZ Express, выручка которой в 2022 году составила более 803 млн долларов. Также в лидеры входят компания Circle Maritime Invest с оборотами в 165 млн долларов и международная компания Rhenus Intermodal Systems, которая за прошлый год выручила 134 млн долларов на внутреннем рынке. Среди ведущих игроков рынка можно также выделить такие компании, как Terminal Logistics Services (21 млн долларов), Interlink Global Services (10,3 млн долларов), Trans Globe (9,6 млн долларов), Ceva Logistics Central Asia (7,6 млн долларов), KLS (6,6 млн долларов) и Golden Bridge Partners (6,4 млн долларов).
- С какими проблемами в настоящее время сталкиваются игроки рынка?
Владислав Капота: Основной проблемой рынка складской логистики Казахстана можно назвать высокие темпы повышения цен. Этот сегмент рынка в последние 5 лет демонстрировал динамичный рост как по объемам введения новых складских объектов, так и по увеличению спроса. Суммарное предложение складских помещений на рынке Казахстана в 2022 году составило 5 млн квадратных метров, из которых 1,31 млн квадратных метров приходилось на склады высокого класса. При этом сейчас спрос на складские помещения в отдельных регионах значительно превышает предложение. А это ведет к активному росту цен, что, безусловно, тормозит развитие данного сегмента рынка.
Так, в 2022 году наблюдался крайне высокий спрос на склады класса A. Особенно со стороны компаний, которые реализуют продукты питания, потребительскую электронику и фармацевтические продукты. В текущем году мы ожидаем ввод в эксплуатацию около 40 тыс. квадратных метров новых складских площадей только в Алматы и Алматинской области. Это, хоть и незначительно, но должно способствовать замедлению роста цен на этом рынке.
Дмитрий Башко: С железнодорожным транспортом ситуация следующая. Наблюдается высокий уровень износа, недостаточная развитость железнодорожной инфраструктуры, а также дефицит вагонного парка. Если смотреть на нормативные сроки эксплуатации, то до 2030 года возможно выбытие 14,3 тыс. вагонов. Но уже сейчас наблюдается дефицит вагонов в сезоны пиковой нагрузки.
В настоящий момент протяженность автомобильных дорог в Казахстане только республиканского значения превышает 24,9 тыс. км. Такие объемы сложно поддерживать в идеальном состоянии. Мы наблюдаем наличие высокой загрузки участков на важнейших отрезках дорожной инфраструктуры страны. На отдельных международных маршрутах интенсивность движения в 2 раза превышает проектные параметры. Все это осложняется тем, что значительная доля грузового автопарка имеет высокий уровень физического и морального износа – конечно, если не брать во внимание автопарки международных логистических операторов.
- А что насчет тарифов на автомобильные грузоперевозки? Были ли существенные изменения в прошлом году, и ожидается ли рост ставок в 2023 году?
Дмитрий Башко: Цены на грузоперевозку автомобильным транспортом в Казахстане в среднем повысились на 20-35% в 2022 году. Тариф на перевозку 20-тонным фургоном за прошлый год увеличился на 34,7% и к I кварталу 2023 года достиг 345 тенге за 1 км. Цены на перевозку грузов 10 и 5-тонными фургонами выросли за тот же период на 30,1% и на 20,2%, соответственно.
В то же время ожидается, что в 2023 году ситуация стабилизируется, а рост цен замедлится. Резкого увеличения ставок на автомобильные грузоперевозки в 2023 году быть не должно. Основным драйвером роста цен выступит изменение себестоимости перевозок, в том числе из-за повышения цен на топливо. При этом в начале 2023 года можно отметить незначительное снижение ставок на морской фрахт, а также тарифов на контейнерные перевозки по долгосрочным контрактам.
Владислав Капота: Кроме этого, в прошлом году наблюдалась активизация роста цен на транспортные вспомогательные услуги, а также услуги по хранению. По сравнению с относительно стабильными 2020-2021 годами цены на эти виды услуг в 2022 году выросли в среднем на 4-6%.
При этом увеличение спроса на логистические услуги, а также ограниченность доступных складских площадей высокого класса не позволяют рассчитывать на снижение цен в краткосрочной перспективе. Спрос в значительной степени формируется со стороны компаний, которые покидают российский рынок и расширяют или переводят свой бизнес в Казахстан.
- Расскажите о перспективах развития национального логистического рынка.
Владислав Капота: Текущие тенденции показывают, что к 2030 году Казахстан способен стать ведущим транзитным хабом Центральной Азии и обеспечить активное развитие своего транспортно-логистического комплекса. Этому, безусловно, способствует актуальная «Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года».
В 2024-2026 годах ожидается появление современных торгово-логистических хабов вблизи границ на ключевых направлениях торговых потоков. На границе с Китаем откроется комплекс «Хоргосский узел», с Россией – центр трансграничной торговли «Евразия», с Кыргызстаном – индустриальный торгово-логистический комплекс (ИТЛК), с Узбекистаном – контейнерный хаб «Каспийский узел», а также международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия».
Отметим, что в начале этого года аналитиками ASER и RTL Alliance был подготовлен комплексный аналитический обзор, в котором можно ознакомиться с более подробной информацией о транспортно-логистическом рынке Республики Казахстан.