В Казахстане разрабатывают паспорт дорожного климата
В нем будут содержаться данные о климатическом состоянии трасс в режиме онлайнВ Казахстане работают над созданием паспорта дорожного климата, передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК.
Непредусмотренный при проектировании дорог климат местности является одной из причин их деформации. Появление усталостных разрушений, колей и весенних провалов дорожных одежд экспертами объясняется отсутствием полноценной информации о водно-тепловом режиме конкретного участка автомобильной дороги. По этой причине специалистами КаздорНИИ ведется мониторинг водно-теплового режима дорог Казахстана. Институт установил 28 измерительных климатических станций по всей территории РК.
«К примеру, зимой 2021-2022 гг. глубина промерзания дорог составляла 2.25 м при минимальной температуре -31.0 ˚C. Зимой 2022-2023 гг. температура составляла -35.5 ˚C, глубина промерзания – 2.52 м. Разница составляет 27 см. Если при строительстве рассчитывать на данные прошлого года, то увеличение толщины переувлажненного грунта на целых 27 см приводит к росту опасности появления провала. Отсюда и деформация дороги», - отмечает ведущий научный сотрудник, к.т.н. Кобланбек Айтбаев.
К слову, каждая станция ежечасно выдает данные о температуре и влажности своего участка дороги через интернет.
«Каждая измерительная станция оснащена 18 датчиками: 10 датчиков температуры в точках дорожной конструкции, 6 датчиков влажности в грунтовом основании, по одному датчику температуры и влажности воздуха. Это 504 единицы информации ежечасно», - отмечает Кобланбек Айтбаев.
Также КаздорНИИ работает над созданием доступного паспорта измерительной станции, в котором будет храниться информация с каждого датчика. Однако для этой работы, по словам экспертов, требуются квалифицированные кадры.
«Нужно уметь программировать, уметь работать в среде SURFER, позволяющей строить различные климатические карты и т.д. В настоящее время наша исследовательская группа ограничивается сбором данных, откладывая их анализ до лучших времен», - говорит спикер.
Паспорт будет содержать идентификационные признаки каждой измерительной станции, такие как: адрес или географические координаты местности, дорожная конструкция участка автодороги, изменение глубины промерзания и экстремальных температур воздуха, изменение длительности зимы и лета из года в год.
Кроме того, специалисты института планируют установить дополнительно еще 15 измерительных станций. А в будущем вместо паспорта создать электронный альбом, позволяющий извлекать необходимую информацию в режиме диалога.