В КГД прокомментировали замечания Счетного комитета

За 2021 год комитет обеспечил 681 млрд тенге дополнительных поступлений в бюджет, отметили в пресс-службе
Фото: Валерия Змейкова

В Комитете государственных доходов предоставили разъяснения по вопросам, озвученным в выступлении председателя Счетного комитет Натальи Годуновой 8 июня 2022 года в мажилисе. Центр деловой информации Kapital.kz публикует ответ КГД:

«По дополнительным резервам

За 2021 год в рамках налогового и таможенного администрирования Комитетом государственных доходов обеспечено 681 млрд тенге дополнительных поступлений.

По мнению Счетного комитета, дополнительные поступления на сумму порядка 300 млрд тенге по мероприятиям ИС «СУР», ИС «ЭСФ» и администрированию недропользователей расчитаны косвенным путем и не должны быть отнесены к резервам. По данному вопросу КГД отмечает, что с 2019 года внедрен пилотный проект по ограничению деятельности «фирм-однодневок», выписывающих фиктивные ЭСФ, с крупными оборотами и низким коэффициентом налоговой нагрузки (менее 0,1%). По пилотному проекту выписка ЭСФ ограничена по 11 тыс. налогоплательщикам, оборот по которым составил 7,1 трлн тенге. После применения мер администрирования определенные категории налогоплательщиков произвели уплату налогов в 2021 году на сумму 90,6 млрд тенге, и данные поступления имеются на лицевых счетах.

Кроме того, по налогоплательщикам, выписывающим фиктивные электронные счета-фактуры, проводится претензионно-исковая работа по признанию регистрации/перерегистрации недействительными.

Покупателям более 1,8 тыс. рисковых налогоплательщиков направлено 7,2 тыс. уведомлений на сумму рискового оборота 985,5 млрд тенге. По указанным налогоплательщикам значительно увеличилась налоговая нагрузка, и прирост поступлений за минусом естественного роста экономики составил 75,1 млрд тенге.

Счетным комитетом не учтены поступления от недропользователей в сумме 125 млрд тенге, которые обеспечены путем анализа деятельности горнорудного сектора и принятия мер по исключению агрессивной налоговой оптимизации.

Что касается расхождений статистики с КНР, то этот вопрос планомерно решается. По итогам 2021 года расхождение составляет 5,7 млрд долларов (40,5%) (при импорте РК - 8,3 млрд долларов и экспорте КНР 14,0 млрд долларов).

Наряду с обьективными методологическими причинами (транзит, условия поставок, заинтересованность китайских товаропроизводителей в завышении экспортной цены и др.) КГД не отрицает возможное недостоверное декларирование и занижение таможенной стоимости импортерами.

В этой связи в целях снижения расхождений в статистике принимается ряд системных и точечных мер.

1. Начат пилотный обмен информацией с Главным таможенным управлением Китая по товарам, перемещаемым железнодорожным транспортом, в том числе с 1 января 2022 года в пункте пропуска «Достык-Алашанькоу», с 7 февраля 2022 года в пункте пропуска «Алтынколь-Хоргос».

2. На постоянной основе актуализируются стоимостные индикаторы риска более чем по 8 тыс. чувствительным товарным позициям (всего 13 тыс. позиций), в том числе 767 унифицированы на уровне ЕАЭС.

3. В СУР внедряется субъект-ориентированный подход и интеллектуальный анализ данных (анализ рентгеновских снимков и текстовая аналитика деклараций).

4. Полностью централизованы таможенные функции в части контроля и выпуска деклараций на товары. Контакт с участниками внешнеэкономической деятельности исключен.

 Для усиления таможенного администрирования по поручению президента приняты соответствующие Планы мероприятий.

В текущем году проведено 10 таможенных проверок в отношении 9 УЭО и 1 филиала УЭО, по которым доначислено 107,7 млрд тенге. Данные меры привели к снижению расхождения на 12 процентных пунктов, с - 52,5% в 2018 году до - 40,5% в 2021 году. Так, по итогам 4 месяцев 2022 года расхождение составило – 26,1%.

В целом усиление таможенного администрирования в рамках реализации вышеуказанных мероприятий в текущем году позволит обеспечить дополнительное поступление порядка 150 млрд тенге.

Касательно импорта обуви

Сопоставление таможенной статистики в разрезе товарных позиций с КНР будет некорректным, поскольку согласно законодательству КНР,  допускается указывать один код из десяти товаров по наивысшей стоимости. К примеру, в одной фуре ввозятся разные товары (обувь, одежда, канцелярские товары и др.), при таможенном оформлении экспортер КНР все товары указывает как «обувь».

Вместе с тем в 2021 году объем рынка обуви в Казахстане составил 53,1 млн пар (внутреннее производство + общий импорт - общий экспорт). Согласно статистике, на душу населения приходится 3 пары обуви в год, что является объективным показателем.

По погашению долгов банкротами

Банкротство – это последний шаг после принятия всех мер взыскать долги. Практически у всех должников, которые подают на банкротство, отсутствуют активы, соответственно, говорить о 100% взыскании таких долгов некорректно. По тем должникам, у кого есть имущество, оно зачастую является неликвидным и недостаточным для погашения задолженности, тем не менее в 2021 году за счет реализации имущества погашены долги перед кредиторами на 13,8 млрд тенге».

Напомним, 8 июня 2022 года на пленарном заседании мажилиса по отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2021 год глава Счетного комитета Наталья Годунова привела в пример итоги аудита сферы таможенного администрирования, во время которого было выявлено расхождение в данных о ввозимой в Казахстан обуви. «Мы пришли к выводу, что у нас часть населения должна ходить босиком. Никто босиком не ходит, зимой, летом, осенью все обуты - все имеют по несколько пар обуви. А обувь - это недорогой товар», - сказала она. Глава Счетного комитета добавила, что нынешнее оживление экономики пока только начинает положительно сказываться на самочувствии малого и среднего бизнеса. А вот реальный уровень жизни большинства казахстанцев пока не поднимается.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤