Эра логистики: как Atasu Group стимулирует грузопотоки?
Глава компании Марат Жуман рассказал о ситуации на рынке логистикиВ период пандемии логистика, в отличие от других сфер, по словам президента транспортно-логистической компании Atasu Group Марата Жумана, показала рост. Хотя, отмечает он, по-прежнему затруднен экспорт товаров из Казахстана в Китай. В беседе с корреспондентом Kapital.kz предприниматель рассказал, почему вырос спрос на аренду вагонов и контейнеров и как можно вывести казахстанскую логистику на новый уровень через здоровое партнерство государства и бизнес-сообщества.
- Марат, уже более года весь мир борется с пандемией. Как СOVID-19 повлиял на работу вашей компании?
- В отличие от других отраслей, негативные последствия от пандемии мы практически не почувствовали. В 2020 году EBITDA компании - прибыль до вычета расходов по выплате налогов амортизации – увеличилась более чем на 22%. Это связано с несколькими факторами. В основном с увеличением товарооборота из Азии в Европу. По сравнению с допандемийным 2019 годом наша компания нарастила грузооборот на более чем 20%. Думаю, такая динамика будет расти из года в год, особенно в сфере контейнерных перевозок по железной дороге. В первую очередь рост оборотов связан с увеличением потребности в более оперативной доставке грузов. Тем более, учитывая цифровизацию различных экономик, маркетплейсов. Для сравнения: если при доставке груза из города Шэньчжэнь (Китай) до Нюрнберга (Германия) ж/д транспортом потребуется в среднем 15 дней, морским транспортом груз дойдет за три месяца.
- Тем не менее, наверняка вам пришлось корректировать свою стратегию с учетом новых вызовов…
- Да, мы скорректировали стратегию развития нашей компании, прежде всего, в части цифровизации. Пандемия еще раз продемонстрировала, насколько важна скорость в доставке груза. И именно эти локдауны и карантины ускорили процесс цифровизации в нашей компании. Пусть это будет нескромно, но я скажу, что в этом направлении нам есть чем гордиться. Мы оптимизировали многие бизнес-процессы.
Компания внедрила технологию Robotic Process Automation - роботизированная автоматизация бизнес-процессов от казахстанского разработчика программных роботов Python RPA Ltd. RPA - это новый подход к работе в логистических компаниях, при котором создаются программные «виртуальные сотрудники», точь-в-точь повторяющие действия работников за компьютером. Это позволяет очень быстро и точечно автоматизировать ручной труд. Всего мы запустили три таких робота. У каждого своя задача. Один помогает нам в бухгалтерии, связывается с порталом, где выставлены все счета-фактуры компании, машина все это забирает и «сажает» в систему. Второй робот считает нам финансовую часть по всему порожнему возврату. Еще один занимается созданием электронного архива транспортных накладных. То есть то, что еще вчера у нас делали наши специалисты, сегодня уже делает техника.
Одно из главных наших достижений - это серверная версия Rail-тариф. Мы создали собственный интерфейс, внедрили его в нашу учетную программу, что значительно облегчило нам управление вагонами, также по дислокации всего подвижного состава был разработан собственный интерфейс, который загружается каждые четыре часа, независимо от участия людей. Это позволяет нам регулярно получать всю информацию о наших вагонах – какие неисправны, какие в рабочем состоянии и, соответственно, быстро реагировать. В Казахстане мы одни из немногих, кто сумел это сделать.
Сейчас внедряем также услугу Fulfillment. Это система, куда входит американская складская программа WMS. Это ноу-хау позволяет полностью автоматизировать все процессы на складе и превратить их в точный и отлаженный механизм, работающий как часы.
Кроме того, мы приобрели российскую систему УАТ – управление автомобильным транспортом, запустили приложение курьерской доставки, а также программу по управлению контейнерной площадкой. Другими словами, карантин научил нас многому, прежде всего – ценить время, человеческий ресурс, и, самое важное – правильно адаптировать свой бизнес под новые условия работы.
- Как сейчас, когда уже есть тенденция к ослаблению карантина, чувствует себя казахстанский рынок логистики?
- Одна из четко обозначившихся тенденций - ж/д перевозки во время пандемии были более востребованы. Это связываю с тем, что в период локдауна, и после него, автоперевозчики испытывали больше сложностей при перемещении грузов по сравнению с ж/д перевозчиками. Вспомните, при пересечении границы водители авто должны были выдержать двухнедельный карантин и только после отрицательного ПЦР-теста могли следовать по маршруту.
А вот груз по железной дороге перемещался беспрепятственно. К другим ощутимым изменениям рынка я бы отнес тот факт, что многие компании начали переориентировать свой бизнес, делая упор на развитие курьерских служб. Люди стали чаще заказывать товар в онлайн-режиме, через маркетплейсы, и именно в период пандемии стал наблюдаться всплеск спроса на курьерские услуги.
Что касается главных трендов, которыми сегодня охвачен рынок логистики, основной, это, пожалуй, проблемы с экспортом товаров из Казахстана в Китай. Раньше на китайских терминалах груз бесперебойно принимался из нашей страны, грузчики вручную разгружали вагоны, фуры. Сейчас, из-за карантинных мер китайским грузчикам запрещено вручную разгружать тары из-за риска заражения COVID-19. Это усложняет экономическое сотрудничество с Китаем. Ситуация привела к тому, что на границе с КНР образовались большие пробки, причем как на автомобильных дорогах, так и на ж/д. При этом в нашу страну груз из Китая заходит без проблем. Сейчас со стороны Казахстана на правительственном уровне для решения этой проблемы ведутся переговоры. Но пока результатов нет.
- У нашей страны очень выгодное географическое транзитное положение. В то же время транспортная инфраструктура требует модернизации. Как оцениваете ее качество на сегодняшний день?
- Действительно, качество инфраструктуры нужно улучшать. Многие стыковые ж/д станции функционируют еще со времен СССР, поэтому их следует расширить. Также необходимо строить дополнительные железнодорожные пути, терминалы.
Именно потому, что мы имеем такой географический ресурс, нужно отдавать приоритет логистике. С помощью продуманной логистической цепочки и качественной инфраструктуры Казахстан, как я уже сказал, может увеличить объем транзитных перевозок, значительно повысить масштабы экспорта продукции и расширить торговые связи.
Казахстан не имеет прямого выхода к морским путям. Это нужно учитывать, и поэтому развивать железнодорожные, автомобильные и авиаперевозки. Чтобы четко наладить транспортировку грузов в нашей стране в больших объемах, чтобы этот процесс работал как часы – строго по расписанию, в первую очередь нужно развивать железнодорожные перевозки. Качество инфраструктуры должно быть максимально приближено к мировым стандартам, частные транспортные компании должны иметь все возможности для развития. Нужно здесь отметить, что у железной дороги масса преимуществ. Ж/д перевозки по сравнению с другими более эффективны и надежны. Вы знаете, что Казахстан славится размерами своей территории, у нас очень большие расстояния между населенными пунктами. Кроме того, климат очень суровый. И именно железнодорожный транспорт эффективен в использовании на большие расстояния, ему не страшны ни бураны, ни гололед. Это адаптированный к любым погодным условиям транспорт.
Atasu Group на протяжении нескольких лет инвестирует в развитие железнодорожного направления. С 2018 года по сегодняшний день в инфраструктуру и приобретение транспорта – железнодорожных вагонов и грузового автотранспорта - мы вложили более 100 млн долларов. Наша компания одна из первых построила на границе с Китаем перегрузочные терминалы. И, как я уже говорил ранее, мы инвестируем в покупку вагонов и строительство складов. Уверен, что у нашей страны есть все шансы стать логистическим хабом в Центральной Азии.
- На примере вашей компании, насколько здесь развиты все виды перевозок? Какие преобладают? Какую долю в вашем портфеле перевозок занимает железнодорожное направление?
- В нашем портфеле доля ж/д перевозок достигает около 80%, 18% занимают автомобильные, 2% - авиаперевозки. Atasu Group предлагает полный спектр логистических услуг: железнодорожные, автомобильные, авиа, мультимодальные перевозки, погрузо-разгрузочные услуги, складские, курьерские, а также услуги таможенного брокера.
- В 2018 году вы победили в конкурсе EY «Предприниматель года» в Казахстане, а в 2019 году представляли нашу страну на международном этапе конкурса в Монако, где вы соревновались с долларовыми миллионерами со всего мира. Изменил ли конкурс ваше видение на жизнь, бизнес?
- Конечно, участие в конкурсе было большой честью, тем более у меня появилась возможность представить казахстанский бизнес на мировой арене. Да, мое видение изменилось - и на жизнь, и на формат ведения бизнеса. Я познакомился с разными бизнесменами, общался с ними, получил колоссальный объем информации. Ведь на этом мероприятии собрались одни из самых успешных людей в мире бизнеса. Там мне было интересно все. В этом году нашей компании исполнится 23 года. Все это время мы не только ставили перед собой коммерческие цели, но и стремились достичь глобальных задач. Например, через логистику расширить сотрудничество между Казахстаном и странами Средней Азии, Юго-Восточной Азии, а также Европой.
Atasu Group недавно вступила в Европейскую бизнес-ассоциацию Казахстана (ЕВРОБАК). За счет членства в этой ассоциации у нас есть возможность быть в курсе всех актуальных вопросов, поднимаемых международным бизнес-сообществом, а также налаживать новые контакты с предпринимателями и дипломатическими представительствами практически всех стран Европы, что немаловажно для нас, для дальнейшего развития бизнеса и представления казахстанской логистики за рубежом.
Считаю, что только общими усилиями игроков рынка, государства, иностранных партнеров и инвесторов у нашей страны появится возможность стать транзитным хабом в Центральной Азии.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.