Цифровое равенство: как сельчане бизнес запускают

С какими проектами предприниматели аулов составляют конкуренцию горожанам
Фото: fotovmire.ru

Сельских населенных пунктов, жители которых могут воспользоваться цифровыми государственными услугами, становится больше. Благодаря программе «250+» казахстанцам уже доступны не только госуслуги и онлайн-образование. Некоторые сельчане используют интернет для развития своего индивидуального предпринимательства и реализации профессиональных навыков и идей.  

Одним из примеров использования профессиональных знаний с помощью Всемирной сети стал фермер из аула Хан Ордасы Западно-Казахстанской области Саян Баетов. IT-специалист с опытом работы в стартап-проекте в родном селе реализовал себя как разработчик специального приложения для контроля крупного рогатого скота. Доступ к интернету позволил ему использовать свои профессиональные навыки для создания мобильного «пастуха».

«Сама идея разработать приложение для контроля над животными осталась бы просто идеей, если бы не было связи и выхода в интернет, - рассказывает Саян. - Через Всемирную сеть я использую систему геопозиционирования,  улучшая, таким образом, возможности моего приложения. Самое главное, что на его создание не потрачено денег. Только время и собственные знания в программировании. То есть интернет – это возможность разработать идею, протестировать на выполнение поставленных перед ней задач и запустить».

Запросы на цифровое обеспечение всех процессов при этом у фермера растут. По роду деятельности ему пришлось столкнуться с нехваткой ветеринарных препаратов. Недолго думая он разработал сервис для сети ветаптек, благодаря которой видно не просто спрос на определенные ветлекарства, но и их объем и количество покупателей.     

«Ветеринарная аптека – это тоже вынужденная идея. В ауле невыгодно открывать одну ветаптеку. А если запускать сеть, то ее нужно постоянно контролировать. Я как администратор сервиса загружаю наименование товаров, создаю каталог покупателей, веду учет агентских точек и необходимой отчетности. Вся информация хранится в интернете и отображается в онлайн-режиме», - говорит фермер – разработчик приложений. 

Кроме того, Саян Баятов планирует оградить пастбище электропостами. Они помогут ему определить, в каком месте и какое животное вышло за пределы территории и есть ли на ней чужой крупный рогатый скот. Кстати, самих животных фермер также «оцифровал»: с помощью специальных датчиков, размещенных на них, он отслеживает местоположение.

Жительница поселка Алга в Актюбинской области Алгинского района Элана Сабирова использует ресурсы социальных сетей для продвижения своих изделий: вязаных вручную одежды для детей, игрушек, аксессуаров ручной работы. По словам мастерицы, в поселке после введения карантинных мер офлайн-торговля практически полностью прекратилась. Но так как для многодетной матери продажа изделий является единственным источником заработка, перейти на онлайн-продажи стало выходом из сложившегося положения.

«Назвать свое ремесло бизнесом, наверное, будет слишком громко сказано, но на обеспечение себя и детей хватает. На своих социальных страницах я чаще всего выставляю на продажу игрушки и аксессуары, связанные вручную. Но мне поступают заказы и на детскую одежду. Кроме того, я через интернет обучаю своих учеников вязанию, и сама участвую во всевозможных курсах и мастер-классах от российских, турецких и тайванских коллег», - рассказала мастерица. 

Элана говорит, что с приходом скоростного мобильного интернета жизнь сельчан заметно меняется.

«Конечно, нужно время, чтобы на селе привыкли активно пользоваться интернетом, особенно через мобильные телефоны, но я вижу, что наши дети быстро осваивают сеть. Сейчас много услуг в интернете, которые стали доступны. Я даже телефон себе заказала прямо отсюда онлайн», - говорит Элана Сабирова .    

Все эти примеры демонстрируют, как предприимчивые люди на селе развивают свои навыки и бизнес, используя интернет, который приходит в сельскую местность благодаря программе «250+».

Главный технический директор Kcell Аскар Есеркегенов сообщил Капиталу, что проект «250+» направлен на обеспечение тысячи сел с населением от 250 человек мобильным широкополосным интернетом и стал возможен благодаря соглашению трех мобильных операторов, несмотря на их конкуренцию между собой.

«Примеры, которые вы привели, - говорит Аскар Есеркегенов, - показывают, что мы идем в правильном направлении. Основная задача проекта – нивелировать цифровые границы между городом и селом, уравнять горожан и сельчан в доступе к мобильному скоростному интернету. В результате проекта «250+» сельские жители получают широкие возможности пользоваться государственными и частными онлайн-услугами, телемедициной, получать дистанционное образование, работать удаленно, развивать предпринимательство, используя сеть».

Директор департамента стратегического развития Kcell Айбек Нуркадыр отмечает, что участие в проекте «250+» сразу трех компаний позволило более эффективно распределить и сэкономить ресурсы.

«Для нас «250+» - это проект на перспективу и большая социальная ответственность. Он будет окупаться десятилетия, но мы выполняем важнейшую социальную задачу. Сельчане должны иметь доступ к широким возможностям, которые дает скоростной интернет, равный тому, что имеют горожане. В XXI веке не должно быть цифровых границ между городом и сельской местностью, и мы делаем все для того, чтобы выполнить эту задачу», - подчеркнул Айбек Нуркадыр.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤