Переезд бизнеса в цифровые села
Как изменится социальный ландшафт страныПосле того как тремя мобильными операторами - Kcell, Tele 2 и Beeline, конкурирующими между собой, было принято беспрецедентное решение о совместном строительстве и использовании сети для покрытия мобильным широкополосным интернетом всех поселков с населением от 250 человек, запустился беспрецедентный инфраструктурный проект республиканского масштаба.
Социальный ландшафт страны ждут серьезные изменения, казахстанские села уже меняются по мере получения доступа к мобильному широкополосному интернету практически в любой сельской местности и на всей территории страны. Проникновение скоростного мобильного интернета в сельскую местность уже начинает сказываться на сельском быте, форматах ведения сельских хозяйств и общей картине занятости сельского населения. И прямо сейчас, несмотря на пандемию, силами трех мобильных операторов в Казахстане полным ходом осуществляется проект 250+, который обеспечит доступ к широкополосному мобильному интернету жителям около 1000 сельских населенных пунктов во всех областях страны с общей численностью населения в 600 тыс. человек.
По итогам реализации этого проекта широкополосным доступом к сети интернет будет охвачено 93,5% сельских жителей.
Айбек Нуркадыр, директор департамента стратегического развития Kcell, обратил наше внимание на социальный характер проекта:
«Я бы хотел подчеркнуть, что проект «250+» имеет огромную социальную и низкую коммерческую значимость. Даже с учетом совместного строительства окупаемость проекта будет длиться десятки лет. Низкие показатели выручки в связи с низкими плотностью населения, проникновением смартфонов, средним чеком и потреблением в данных населенных пунктах, потребностью в постоянных операционных расходах на обслуживание, электроэнергию и пр. не позволяют пока говорить о быстрой окупаемости проекта. Для нас это прежде всего вопрос социальной ответственности и перспективы. Необходимо максимально сокращать цифровой разрыв между городами и сельской местностью. В перспективе прирост активных пользователей интернета за счет сельских жителей означает прирост пользователей нашими дополнительными услугами, которые мы сейчас успешно развиваем. Это и будущие покупатели контрактных телефонов, и посетители нашего Kcell онлайн-магазина, и пользователи наших приложений телемедицины, больших данных для сельского хозяйства и пр.».
Главный технический директор АО «Кселл» Аскар Есеркегенов рассказал о значении проекта:
«Сельчане не просто получают доступ к широкополосному мобильному интернету. В рамках проекта они получают доступ к цифровым государственным услугам, удаленному образованию, мобильному банкингу, телемедицине, что так важно в условиях сельской глубинки. Таким образом, стираются грани цифрового неравенства между селом и городом, меняется социальный ландшафт страны. Проект «250+» станет одним из драйверов развития казахстанской экономики. Мы видим по статистике и по отзывам, которые к нам поступают, что все больше сельских жителей начинают активно пользоваться мобильным интернетом для учебы, бизнеса и досуга.
И это как раз то, чего мы хотим в итоге добиться - чтобы интернет использовался одинаково активно сельчанами и горожанами».
Благодаря развитию проекта уже появилось множество предприимчивых людей в сельской местности, которые воспользовались возможностью доступа к широкополосному мобильному интернету.
Виталий Сорокин, предприниматель, рассказал свою историю.
Я родился в селе Ванновка, сейчас село Турара Рыскулова, Тюлькубасского района Туркестанской области. До 18 лет жил и учился в этом районе. Активно занимался спортом, увлекался техникой, играл в рок-группе, вел фермерское хозяйство с родителями.
В 2005 году поступил в академию гражданской авиации в Алматы. В 2008-м организовал с единомышленниками свою фирму по системам безопасности и контроля доступа, в 2010 году занимались современными иммобилайзерами и транспондерами, сотрудничали со всеми автосалонами РК.
В 2016-м начал заниматься организацией автоспортивных соревнований. До 2020 года провел около 12 международных соревнований, 4 республиканских и порядка 120 любительских серий.
В 2020 году я вернулся в село Турара Рыскулова для создания перепелиной фермы. Вся моя деятельность тесно связана с использованием интернета. Что удивительно - в селе интернетом я пользуюсь намного больше. Ведь я работаю с животными, и постоянно нужно мониторить информацию о состоянии здоровья птиц, содержании, разведении, переработке отходов. И все мои финансы, все счета тоже в телефоне.
Кроме того, я не оставляю дела в городе, занимаясь ими удаленно, пользуясь мобильным интернетом. Поскольку практически все время приходится проводить на ходу, в моем смартфоне теперь целый офис, и даже не один. Тут и ферма, и спорт, и прочие дела.
Я даже прямо отсюда онлайн заказал себе новый телефон.
В связи с пандемией торговый рынок тоже перешел на интернет-платформу, свою продукцию мы уже не возим на рынки, мы добиваемся продажи с фермы на стол, чтобы получать отзыв от потребителя и улучшать качество. Появление мобильного интернета в сельской местности – большое подспорье для фермеров. Тем более что я вернулся в село после многих лет в Алматы и без интернета не представляю развития бизнеса.
Скоро сельские поймут, насколько удобно и выгодно пользоваться современными технологиями в сельском хозяйстве. А там и... «погнали наши городских!» - конкуренция усилится, конечно! (Смеется.)
Партнерский материал