Как инвесторы адаптируются к вызовам пандемии?
По мнению Тимура Омоева, роста инвестиций на развивающихся рынках ждать не приходитсяВ условиях глобальной пандемии как институциональные, так и частные инвесторы стремятся диверсифицировать свои вложения и особенно тщательно следят за мировыми трендами на рынках. Почему важно обозначить инвестиционные приоритеты и как поменялась оценка потенциальных выгод от проектов, корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал управляющий директор финансово-инвестиционной компании Osquared Capital Тимур Омоев.
- Тимур, какими проектами на сегодня заинтересован инвестор, для того чтобы диверсифицировать свой капитал?
- Диверсификация инвестиций - важный фактор для каждого инвестора на любом этапе экономического цикла. Состав инвестпортфеля каждого фонда или индивидуального инвестора зависит от его толерантности к риску и целевой доходности.
В период экономического спада значительная часть инвесторов перемещает большую часть своего портфеля в менее рискованные проекты, сокращает долю средств, вложенных в активы, стоимость которых, по ожиданиям инвестора, будет падать. У нашей компании на данный момент в приоритете проекты двух типов. Первый - это новые форматы бизнеса, которые могут быть запущены в короткие сроки, способны зарабатывать даже в условиях пандемии и сохранить свою инвестиционную привлекательность после ее завершения. Второй - интересные проекты, которые столкнулись с трудностями на фоне экономического кризиса и предлагаются по привлекательной цене, адекватно отражающей риски, связанные с их выживанием как в период пандемии, так и после ее окончания.
- Насколько вероятно, что интерес инвесторов к отрасли здравоохранения возрастет и станет толчком, для того чтобы на рынке начали разрабатывать и запускать новые проекты?
- Я достаточно осторожно оцениваю инвестиционную привлекательность проектов в сфере здравоохранения в Казахстане. В первую очередь потому, что мне пока неясен долгосрочный эффект пандемии на этот сектор экономики. Но я не исключаю, что доля проектов в области здравоохранения среди новых бизнес-проектов в целом по Казахстану в 2020-2021 годы увеличится.
- А если взять сектор фармацевтики... С какими идеями в этом направлении можно прийти и заинтересовать инвестора?
- Возможно, некоторые инвесторы в Казахстане готовы инвестировать в фармацевтические проекты. Мне кажется, что на местном рынке они будут разрабатываться в первую очередь с расчетом на дальнейшее участие в государственных тендерах. Однако мы основной упор делаем на востребованность проекта рынком, не фокусируясь на каких-то конкретных отраслях, и готовы рассматривать бизнес-идеи, связанные с медициной, если они имеют хорошие перспективы и после завершения коронакризиса.
- Как с учетом пандемии оценивается потенциальная выгода проекта? Какие факторы отбора уже появились, а какие появятся в последующие 1-3 года?
- Каких-то принципиальных изменений в методах или критериях отбора за период пандемии в целом не произошло. Произошла скорее корректировка прогнозируемых значений коэффициентов, направленных на оценку степени риска и перспектив каждого отдельного проекта. Чистым итогом в среднем по портфелю на данный момент является некоторое снижение величины оценки проектов. Эти значения будут корректироваться и в дальнейшем по мере развития экономической ситуации и нашего понимания того, какие долгосрочные эффекты будет иметь пандемия.
- Из-за пандемии изменились ли инвестпотоки в мире и Казахстане?
- Существенная доля инвесторов переводит свои активы в наиболее безопасные активы. Если смотреть усредненно, то на данном этапе восстановления, а тем более значимого роста инвестиций на развивающихся рынках ждать не приходится. Но это утверждение лучше расценивать как «среднюю температуру больных в палате». Многое зависит от ожиданий, прогнозов и инвестиционной стратегии конкретного инвестора. Даже в сложившихся условиях можно найти такого, кто готов поддержать привлекательный для него проект.
В Казахстане картина в целом не отличается от общемировой, однако многие крупные местные инвесторы имеют собственный бизнес и предпочитают держать более существенную долю активов в ликвидных инструментах на тот случай, если поддержка понадобится их собственным компаниям.
- Сколько понадобится времени, чтобы перефокусировать внимание инвесторов, как частных, так и институциональных, на новые возможные венчурные проекты? Вообще, какие шансы есть у венчурных проектов?
- Хороший инвестор всегда имеет целый ряд проектов на разных этапах рассмотрения. Поэтому скорректировать список может быть достаточно просто, особенно если на радаре инвестора уже были такие проекты, которые, по его прогнозам, будут востребованы и успешны в резко изменившихся экономических условиях и/или в посткризисный период. С другой стороны, в некоторых фондах возникает дилемма - направить средства на поддержку уже профинансированного, но в настоящее время испытывающего трудности бизнеса или переключить внимание на новые идеи, которые, по ожиданиям инвестора, будут иметь большие шансы на успех и доходность в новых реалиях.
Что касается сроков, то они, конечно, сильно варьируются в зависимости от специфики каждого отдельного проекта, процессов и процедур, применяемых инвесторами. В нашем фонде на изучение проекта, переговоры с его основателями, принятие решения и финансирование обычно уходит от 3 до 6 месяцев.
- Есть ли данные о снижении инвестпривлекательности проектов в Казахстане? И страны в целом?
- О конкретных цифрах и показателях говорить пока рано, в том числе и потому, что статистики за первое полугодие у нас еще нет.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.