Балет: от искусства до бизнеса

Основатель компании Konokbaev Group Нурлан Конокбаев о рисках импресарио и маржинальности «балетных» проектов
Владимир Третьяков

Konokbaev Group уже на протяжении семи лет занимается организацией гастрольных туров и спектаклей с участием звезд мирового балета, создав за этот период базу данных из 200 ведущих артистов и 50 хореографических трупп и коллективов. При этом своей основной миссией компания считает развитие и популяризацию балетного искусства в Казахстане. О том, как простое желание увидеть своих кумиров на отечественной сцене превратилось в успешный бизнес в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал основатель и президент компании Konokbaev Group Нурлан Конокбаев.

- Нурлан, расскажите, как вы, ведущий солист балета, вдруг стали заниматься бизнесом и организовывать гастроли артистов?

- Все началось с 2012 года, когда я участвовал в финале международного конкурса артистов балета в США. Там во время гала-концерта познакомился с коллективом  Bad Boys of Dance  и его основателем Раста Томасом. Все видели, как они в буквальном смысле слова взорвали зал. И уже по возвращению в Казахстан у меня с коллегами возникла спонтанная идея пригласить эту известную труппу сюда и показать зрителям, какой уровень балета должен быть на самом деле. Тогда я связался с художественным руководителем Bad Boys of Dance и предложил сделать три концерта в Казахстане: два в Алматы, один – в Нур-Султане. На что он согласился, но с условием полной оплаты гонорара. При этом каждый спектакль коллектива оценивался в $15 тыс., то есть общая сумма гонорара артистов за три дня должна была составить $45 тыс. Но помимо этого были и другие расходы: аренда зала, рекламные, технические, организационные моменты и так далее. В итоге наши общие затраты на приезд Раста Томаса сложились в размере $85 тыс.

Учитывая то, что здесь мы зарабатывали в качестве артистов балета только по $400-500 в месяц, нам ничего не оставалось, как пойти на риск и взять кредит в банке. Таким образом, мы – три партнера, каждый из которых вложил по $10 тыс., и еще один частный инвестор, которого мы привлекли в проект – собрали необходимую сумму. Мы отправили деньги, по сути, не зная этих ребят, и стали ждать, просто надеясь на удачу. В результате фортуна нас не обошла стороной и концерты Bad Boys of Dance прошли с аншлагом в Казахстане. С этого момента и началась наша деятельность в качестве импресарио. Позже мы открыли компанию, зарегистрировались как ИП и уже официально начали свою коммерческую деятельность.

- То есть вы решили полностью оставить свою профессиональную балетную деятельность?

- Да, по образованию я режиссер-хореограф, но, к сожалению, профессия артиста балета сегодня низкооплачиваемая, поэтому нужно выбирать: оставаться в ней и служить искусству бескорыстно, либо переучиваться и уходить в другую сферу. И это очень огорчает, потому что со стороны государства поддержки нет.

- В таком случае, не рискованно ли заниматься бизнесом, не имея для этого специальных навыков и соответствующего образования?

- Было рискованно. Особенно в первые годы нашей деятельности, когда на рынке возникала большая конкуренция, из-за того, что популярностью пользовались такие артисты, как Цискаридзе, Волочкова и другие. Мы видели, что зрители раскупают на них билеты, в то время как мы преподносили публике артистов, пусть менее известных, но не менее талантливых, а может и более, которые показывали высокое искусство на своем пике. Хотя первоначально мы даже и не думали о том, чтобы заработать, делали свою работу на энтузиазме, просто хотели увидеть своих кумиров на казахстанской сцене. Однако я считаю, что экономическое образование это не главное, учитывая и тот факт, что в некотором смысле оно быстро устаревает: ведь сейчас мы наблюдаем, как быстро трансформируется структура модели бизнеса, меняются запросы людей и даже их психология. В любом случае всегда нужно самообразовываться.

- Сколько проектов в год вы реализуете?

- В среднем два-три проекта.

- Так мало?

- Такова специфика нашей деятельности. Ведь для того чтобы провести одно мероприятие, например в конце года, мы начинаем готовиться с января. То есть делаем запрос артистам, договариваемся со спонсорами, готовим аренду сцены и многое другое. Обычно у тех же звезд балета, которых мы приглашаем, программа прописана на месяцы, а то и на годы вперед. Кроме того, определяя даты спектаклей, мы учитываем еще такой фактор, как другие мероприятия, которые проходят в городе параллельно с нашими, чтобы человек не стоял перед выбором, куда ему лучше пойти. В этом году, например, мы организовываем 5 концертов в честь выдающегося казахстанского педагога Улана Мирсеидова. Это впервые в истории ГАТОБ им. Абая, когда спектакли посвящены не какой-то всемирно известной личности, а тому, кто находится, как правило, в тени, но благодаря кому отечественный балет сегодня выходит на международный уровень.

- А в какую сумму обходится гонорар одного приглашенного артиста?

- Это зависит от того, в каком театре он танцует. Если взять российских прим Большого театра или Государственного академического Мариинского театра, то их гонорары колеблются от $3-10 тыс. за один спектакль. Однако зачастую цену артистам поднимает имя самого заведения. Например, в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко можно увидеть артиста намного выше уровнем, но с меньшими финансовыми аппетитами до $3 тыс. В первую очередь – мы смотрим все-таки на качество продукта.

- Как вы отбираете артистов для выступлений, проводите кастинг?

-  У нас проводится очень жесткий отбор. Сейчас мы сами выезжаем к артистам и оцениваем воочию по их выступлениям, насколько они нам подходят. Помню, один раз у нас случился промах, когда мы посмотрели в YouTube видео спектакля с участием одного известного танцора и пригласили его в Казахстан. В итоге оказалось, что запись была пятилетней давности, хотя датировалась тем же годом. Еще 4 года назад произошел такой казус, когда мы привезли коллектив из Национального русского балета «Возрождение», и они, не зная того, что мы тоже являемся профессиональными артистами балета, мягко говоря, начали халтурить на сцене. После первого концерта мы зашли за кулисы и высказали им все свои замечания, на что они очень удивились, и уже последующие спектакли станцевали на высоком уровне. Я думаю, что обычный импресарио, наверное, этого бы не усмотрел.

- Концерт известного танцора Хоакина Кортеса во Дворце республики в 2015 году тоже был организован вашей компанией. В какую стоимость обошелся его приезд?

-  Только одно его выступление вместе с труппой стоило нам $50 тыс., и это с учетом скидки, потому что мы вписались в его турне между Москвой и Санкт-Петербургом. Он гастролировал вместе с командой, в составе которой было 25 музыкантов и 25 танцовщиков. Помимо этого могу сказать, что его райдер получился наисложнейшим. По условиям договора мы должны были установить специальный профессиональный пол, который обошелся нам дополнительно в 1 млн тенге (после мы пытались его сдать, но не возместили даже и 10% от этой стоимости). Также необходимо было учесть определенные технические моменты, например микрофон, воспроизводящий сухие звуки под полом, его мы заказали в Санкт-Петербурге, так как в Казахстане аналога найти не могли. Кроме того, по райдеру нужно было установить еще дополнительное освещение. В итоге, когда мы все это посчитали, то поняли, что ушли в минус $25 тыс. Тем не менее этот опыт нас не остановил, мы начали еще больше работать и уже осмотрительнее подходить ко всем деталям и расчетам, ведь подобного промаха допустить теперь не могли. И уже по итогам следующего проекта нам удалось окупить свои убытки и выйти в плюс.

- Получается, что у Konokbaev Group был опыт проведения концертов не только на сцене ГАТОБ им. Абая. Не хотите выйти на большие площадки типа «Халык Арена» или «Алматы Арена»?

- Опыт нам показал, что есть эстрада, а есть балет, и они по сути несовместимы. На первый взгляд кажется, что вроде бы та же сцена, то же посадочное место. Но нет, во-первых, контингент сильно отличается, а во-вторых выступление артистов в театре воспринимается зрителями совсем по-другому. Да, ГАТОБ вмещает всего 750 человек, но мы осознали, что большие залы хороши для больших шоу-программ, а балет – это все-таки высокое искусство.

- От чего зависит стоимость билета, как часто она меняется?

- За последние 3 года стоимость билета не менялась, несмотря на снижение курса национальной валюты, хотя гонорары артистам мы платим в долларах. Тогда и сейчас цена остается от 10-35 тыс. тенге в зависимости от расположения к сцене.

- За сколько дней вы обычно видите, что билеты проданы?

- Где-то за 2 недели – месяц билеты раскупаются.  Но все зависит от сезона.

- Это говорит о том, что спрос на балет высокий… 

- Да, на мой взгляд, люди стали более образованные, при этом все уже перенасытились  «кинотеатрами», которые сейчас в каждом ТРЦ, зрителям хочется уже что-то другое, возможно, более возвышенное и настоящее.

- Из каких расходов главным образом складывается цена на билет?

 - Львиная доля расходов приходится на рекламу (радио, Instagram, YouTube, наружная реклама, медиаборды, в ТРЦ). В среднем на один проект уходит около 5 млн  тенге. Также в стоимость билета мы закладываем и аренду сцены – 4 млн тенге. При этом мы учитываем и риски на уровне 40%, связанные, например, с неполной заполняемостью зала. И прочие сопутствующие расходы.

- В таком случае, на какую маржу вы обычно рассчитываете?

- Есть разные типы бизнеса, наш относится к краткосрочному, с высокой степенью риска. Соответственно, мы рассчитываем и на высокую маржинальность – в среднем до 150%.

- Кто основной потребитель вашего «продукта»?

- Это могут быть люди как со средним достатком, так и высоким, возрастной категории от 25 до 50 лет.

- Сколько человек сейчас работает в Konokbaev Group?

- В нашем штате – 6 человек вместе с учредителями. Все остальные – это наемные работники, которые сотрудничают с нами дистанционно (ввиду того что наши проекты носят сезонный характер), это маркетологи, бухгалтеры, дизайнеры, редакторы и так далее. Также 2 года назад мы открыли дочернюю компанию в США, у нас там один представитель, но этот проект мы только запускаем.

- Собираетесь открывать представительства в других странах?

- Мы собираемся разработать франшизу в Казахстане и продавать ее в России и Европе. По нашему видению это должна быть своего рода паутина балетного мира. К тому же по опыту мы уже знаем, что этим бизнесом может управлять всего 6 человек. Да, мы понимаем, что для реализации этой идеи нужен солидный капитал. Но если мы все сделаем грамотно, как и планируем, то в будущем не исключено, что даже выйдем на IPO. Так что это одна из наших больших целей на ближайшие 2 года.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤