Сколько денег и туристов страна может привлечь благодаря tax free
Игроки рынка и представитель Kazakh Tourism рассказали детали пробного запуска системы в АлматыВ четвертом квартале этого года иностранные гости уже смогут покупать в Казахстане товары tax free в рамках пилотного проекта. Какой процент от НДС им могут вернуть во время пресс-конференции, рассказала маркетинг-директор Esentai Mall Ольга Комиссар. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Запуск tax free важен для привлечения иностранных туристов, ведь для многих путешественников шопинг является важной частью отдыха, поэтому они планируют свои зарубежные поездки, исходя из этого. НДС будет возвращаться туристам при покупке непродовольственных товаров на сумму в размере 20 МРП (сейчас 50 тыс. тенге). Помимо того, что это увеличит туристическую привлекательность Казахстана, эта мера в целом позитивно отразится на инвестиционном климате страны. Сейчас НДС составляет 12%, и, по словам Ольги Комиссар, туристам, которые придут для шопинга в Esentai Mall, вернут 7,5%. Но позже журналистам сообщили, что «озвученный процент является плавающим и все еще утверждается с оператором - компанией Global Blue».
«Казахстан отличается от других стран, где действует tax free, тем, что возврат НДС будет осуществляться в безналичном формате, то есть только на карту. В четвертом квартале этого года данная мера уже будет полностью имплементирована, и можно совершать покупки tax free. Казахстан становится единственной страной в Центральной Азии, внедрившей tax free», - сказала спикер.
Алматы не просто так был выбран для реализации этого пилотного проекта. Впервые за последние пять лет поток иностранных туристов в город составил 28%, за 6 месяцев этого года около 210 тысяч иностранцев посетили город, рассказал в свою очередь заместитель председателя правления нацкомпании Kazakh Tourism Еркебулан Хасенов.
«И tax free - одна из системных мер по развитию именно иностранного туризма. Пилотный проект стартовал 15 августа, и по итогам его реализации правительство будет принимать решение о том, будет ли эта схема применяться в целом в стране. Мы посчитали, что в этом случае число дополнительных туристов может составить 300 человек, причем это не массовый турист, а те, кто готовы потратить от 1000 до 10 тыс. долларов за одно посещение страны», - рассказал он.
За 7 лет применения tax free может принести казне около 200 млрд тенге, добавил Еркебулан Хасенов. В Москве благодаря ему за год товарооборот увеличился на 20%.
«Мы надеемся, что к росту туристов в 28% tax free даст дополнительный процент, причем не массовых, а качественных туристов. Но вместе с тем нельзя торопиться, чтобы не наломать дров. Эта мера должна выстрелить и стать одной из первых быстрых побед программы по развитию туризма», - заключил Хасенов. когда система даст сбой и дискредитирует использование tax free в Казахстане.
Алматы на сегодняшний день является большим рынком с платежеспособным спросом и высоким уровнем дохода, заметил заместитель руководителя управления туризма Алматы Калибек Акылбеков. Население Алматинской агломерации составляет 2,8 млн человек с потенциалом роста, по оценкам международных консультантов, в 2 раза к 2035 году. ВРП на душу населения составляет почти 20 тыс. долларов, при этом в рейтинге Economist Intelligence Unit Алматы занимает 4-е место среди самых недорогих городов мира для жизни.
«Алматы – это центр притяжения туристов, в городе работает 320 гостиниц и хостелов, более 2,5 тыс. кафе и ресторанов, более 130 парков и скверов, 19 театров, 20 музеев, 14 художественных галерей и выставок. После успешного проведения ЭКСПО-2017, зимней Универсиады - 2017, а также введения безвизового режима для жителей 64 стран число туристов выросло на 12%. Каждый второй приехавший в Казахстан турист приходится на Алматы», - озвучил Калибек Акылбеков.
Большой интерес у них вызывает этнокультурный туризм, в частности, очень привлекательна древняя история кочевников. Поэтому в Алматы планируется создание Всемирного центра сакской культуры, этнокультурного комплекса «Этнолэнд», реставрация мавзолея Райымбек батыра.
Кроме того, в Алматы активно развивается деловой туризм. Свои региональные офисы здесь разместили 30 транснациональных компаний и 17 международных организаций, для развития этого сегмента туризма управление туризма Алматы участвует в авторитетных международных выставках, добавил он.
«В городе существует 850 конференц-залов для проведения мероприятий на 25 тысяч мест, то есть у нас есть вся инфраструктура для проведения MICE-туризма (meetings, incentives, conferences, events)», - сказал Акылбеков.
Значительная часть турпотока связана с проведением в городе крупнейших в Центральной Азии выставок, например, международной выставки «Туризм и путешествия», AgroWorld Kazakhstan.
Кроме того, развивается событийный, спортивный, горный и медицинский туризм.
«Что касается шопинг-туризма, то в Алматы работает 128 торговых центров, представлены около 400 международных брендов, от класса люкс до масс-маркета. Поэтому внедрение пилотного проекта tax free положительно отразится на увеличении туристского потока в наш город», - резюмировал Калибек Акылбеков.
Внедрение системы tax free предлагалось с 2022 года согласно госпрограмме развития туристской отрасли до 2025 года. Туристы будут приобретать не только брендовые вещи, но и билеты в Казахстан, где соответственно будут платить за проживание в гостиницах, питание и другие сервисы, связанные с туризмом (посещение Медеу, Шымбулака и т. д.).