Цифровые технологии должны не только сделать жизнь людей проще, но и уже сейчас работать на инвестиционную привлекательность городов и страны в целом. В Алматы в этом году создали и уже используют голографическую модель генерального плана: на нем показаны каждый магазин, заправка, аптека, кофейня и все остальные объекты микро- и малого и среднего бизнеса. Стоимость оборудования, которое необходимо для создания трехмерного изображения города, составляет 375 млн тенге. Каким образом этот инструмент поможет Алматы зарабатывать деньги – в интервью корреспонденту «Капитал.kz»рассказал руководитель Управления городского планирования и урбанистики Алмасхан Ахмеджанов.
- Алмасхан, как 3D-карта работает и работает ли с инвесторами?
- Изначально идея состояла в том, чтобы создать инвестиционную карту Алматы для того, чтобы показать инвесторам экономический потенциал города. По количеству просмотров на сайте мы поняли, что около 30% посещений приходится на иностранных пользователей. Когда они заходят на сайт, то видят 2D и 3D-карты города. Если гость хочет получить детальную информацию по земельным участкам, то лучше воспользоваться 2D-картой, она быстрее загружается с компьютера. Там можно увидеть красные линии – зоны ограничения застройки с учетом дорог, парков, зеленых насаждений. Кроме того, можно увидеть, есть ли рядом больница, школа, детские сады и другие социально значимые объекты. 3D-карта показывает инвестору, где в городе продается земельный участок. Система также дает информацию о том, что на нем можно построить, каковы параметры и требования к застройке, покажет, как в перспективе будет застраиваться город. Это инструмент для разной категории инвесторов. Кроме того, с помощью карты можно оценить покупательскую способность в каждом районе с точки зрения плотности населения. Отталкиваясь от этого, можно сделать вывод, где эффективнее открывать магазины, кофейни, торговые центры, салоны красоты, химчистки, так как первой группой клиентов, которые туда придут, будут те люди, которые живут поблизости.
При формировании жилой среды мы хотим уйти от развитой центральной части города на периферию, создать город без окраин, тем самым организовав комфортные условия жизни для всех жителей Алматы. И, как городские власти, мы показываем инвесторам, что есть перспективы для различных проектов: одни могут строить жилье, другие создавать инфраструктуру. Эти процессы будут формировать клиентскую базу, инвестиции в свою очередь должны быть долгосрочными и гарантированными.
- То есть карта позволяет оценить в принципе прибыльность проектов на самой ранней стадии?
- Мы предоставляем информационные данные, с помощью которых можно построить бизнес-модель
- А вы сами хорошо знакомы с картой?
- Да.
- Можете быть, тогда на основе ее данных вы назовете топовые отрасли, в которых лучше всего реализовывать проекты иностранных инвесторов?
- Помимо карты у нас есть прогнозная схема развития территории города, пока она находится на стадии разработки и включает в себя информацию об уже созданных промышленных зонах в нижней части города, которые сейчас неэффективно используются, но их с учетом растущего населения можно развивать, если создатьсоответствующую инфраструктуру, и это не только строительство инженерных сетей, автомобильных дорог и т.д. Если инвестор строит жилой многоквартирный комплекс или торговый центр, то это тоже часть инфраструктуры, которая притягивает людей. Но для всех этих проектов нужно обоснование, и мы с помощью наших информационных ресурсов можем снизить риски инвесторов.
- Давайте вернемся к перспективным городским сферам для инвестпроектов.
- Скажу, что южная часть города уже застроена – там спальные районы, и мы занимаемся обустройством городской среды. Соответственно, нужно рассматривать районы ниже проспекта Райымбека, где находятся старые промышленные территории.
- Что там перспективнее всего строить?
- Административно-деловые центры. В центральной части Алматы есть железнодорожный вокзал «Алматы 2» и значит, в перспективе мы можем реализовывать легкорельсовый транспорт – электрички, которые будут приезжать уже на готовую инфраструктуру, а вокруг этой транспортной инфраструктуры можно сформировать кластер высоких технологий или деловую зону, которые не требуют больших ангарных сооружений. Кроме того, поскольку это старая индустриальная зона и она не так сильно загружена, можно организовать парки, скверы.
- Это ведь не принесет денег.
- Деньги принесет та инфраструктура, которая предлагает много услуг. В парке это могут быть заведения фаст-фуда, сфера развлечений. Мы сейчас увязли в социальных вопросах, но они потихоньку решаются. Теперь для города важно стать более интеллектуальным.
- Я предвкушаю комментарии о том, что мы хотим сделать город интеллектуальнее, но при этом элементарно не можем нормально отремонтировать дороги, приходится каждый год перекапывать половину Алматы. А ведь качество дорог – тоже часть инвестиционной привлекательности, как хороший транспорт – элемент туристической привлекательности города.
- 30% горожан работают в сфере обслуживания, начиная от уборщиков и заканчивая теми, кто ремонтирует дороги. То есть дороги ремонтируют те же граждане, которые живут среди нас. Есть хороший лозунг о том, что нужно посмотреть, что ты сделал для родины и прежде чем что-то требовать от других, нужно начать с себя. И потом, вспомните, какими были дороги в Алматыв начале 1990-х… Это поможет оценить то, что мы имеем сейчас.
- Интересно получается. Инвестпривлекательность города – это не только работа властей и государства, на нее косвенно влияет и население. Вы это хотите сказать?
- Верно. Хорошо примем инвестора, он останется. Вы, например, знаете, что многих инвесторов пугает отношение наших людей к работе?
- Наш ответственный или безответственный подход к ней?
- Безответственный. Многие думают, что поработают «один-два» дня, заработают денег и уйдут. Кто-то не хочет совершенствоваться в выполнении тяжелой работы и бросает ее. Обратите внимание на то, как у нас встречают клиента в сфере услуг, зато в европейских странах уважают и ценят каждого. Вот это тоже влияет на инвестклимат города.