Как развивает бизнес единственный производитель бытовой химии ЗКО
Предприятие готово производить 50 тонн продукции в месяцТОО «Cleanser» – единственный производитель продукции бытовой химии в Западно-Казахстанской области. За полтора года существования предприятие прошло большой путь и готово производить 50 тонн продукции в месяц. Период работы «в минус» закончился, и ТОО должно выйти на стадию доходности, рассказал корреспонденту «Капитал.kz» учредитель Павел Шапошников.
К производству бытовой химии предприниматель пришел не случайно. В прошлом он занимался перепродажей продукции российского производства. Изучил рынок, завел постоянных клиентов, ознакомился с технологиями изготовления, особенностями производства, и, как следствие, появилась мысль наладить подобное, но уже собственное. Сейчас предприятие производит три вида продукции: жидкое, хозяйственное мыло и средство для мытья посуды.
Сначала Павел закупал готовые бутыли для расфасовки своей продукции, но потом простые расчеты показали, что дешевле изготовлять самому. Поэтому вскоре после открытия предприятие приобрело соответствующее оборудование. Продукция реализуется и на разлив, что для некоторых покупателей является существенной экономией –литр жидкого мыла продается за 80 тенге. На прилавках магазинов в собственной бутылке с этикеткой и помпой тот же литр стоит 220 тенге.
Разлив предприятие некоторое время выполняло вручную, но конкуренция вынуждает предпринимателя идти в ногу со временем.
«Не имея аппарата по розливу продукции, небольшой заказ в 200 бутылок (например, литровых) можно выполнять целый день. Я не говорю о более мелкой таре. Поэтому решил приобрести дополнительное оборудование. На его покупку пришлось оформить кредит в 5 млн тенге», – разъяснил предприниматель.
Суммы хватило на полуавтоматизированную линию розлива, аппарат для нанесения самоклеющейся этикетки, пятиметровый транспортер с регулятором скорости, струйный принтер для печати даты на этикетке. Конечно, приобрести автоматическую линию было бы правильнее: автомат отлично клеит этикетки на тару вместимостью 0,3 литра, однако на более тяжелые приклеивает не до конца. С автоматической линией таких проблем нет, но стоит она порядка 15 млн тенге.
Про свой бизнес Павел Шапошников говорит так: «Это узкоспециализированное и крупноцикличное производство. Помещение площадью в 200 квадратных метров должно иметь вытяжки для поддержания определённой температуры, окна, огнетушители, пожарный гидрант, сигнализацию, канализацию, водопровод. Необходимо соблюдать ГОСТ, технологию производства самого продукта».
При мыловарении нужно поддерживать в реакторе температуру в 40 градусов, а при разливе в тару – 20 градусов, иначе продукт может вспениться. Воду, которая используется для варки, надо очистить от примесей и смягчить, а готовый продукт должен отстояться не менее суток. Но и это не все. Неизвестному отечественному производителю для того, чтобы конкурировать и привлечь к себе внимание потребителей на рынке, нужно удивить ценой. Вот и получается, что главная заповедь предпринимателя звучит так: заработать при минимальной наценке.
«Проследим ценообразование на примере литровой бутылки с жидким мылом. Выдув тары стоит 30 тенге, себестоимость производства литра продукции – 70 тенге, этикетка – 15 тенге, пушпул (крышка, позволяющая без открытия налить необходимое количество продукта) – 15 тенге, дозатор – 50 тенге. Стоимость упаковки варьируется от 5 до 15 тенге. Литровые бутыли фасуются по восемь штук в полиэтилен, как и полулитровые, правда, уже по десять штук, а вот тара по 300 мл в коробки по двадцать единиц. 10-20 тенге закладывается как заработная плата, стоимость коммунальных услуг, аренда помещения и оплата сырья. Получается, что себестоимость продукта составляет 180 тенге. Наша наценка здесь всего лишь 20 тенге, по цене 200 тенге мы и привозим продукт в магазин. В ней не заложены даже транспортные расходы», – уточнил Павел Шапошников.
Пушпулы и дозаторы бизнесмен закупает в Москве. Было время, когда ему привозили их из Алматы, однако от этих поставок пришлось отказаться из-за низкого качества. Конечно, можно приобретать их напрямую в Китае, так дешевле и качество отличное, но объем поставок должен измеряться контейнерами, а количество заказанного товара превышать миллион штук. К такому масштабу производства компания готова, однако пока не было соответствующих заказов.
«Сейчас наша продукция реализуется через торговую сеть «Анвар». Скоро она, возможно, появится и на прилавках «Алтындара». Переговоры ведутся. Местным предпринимателям, хотя повсеместно говорится о важности поддержки казахстанского производителя, навстречу не идут. Как правило, в супермаркетах предлагаются только платные полки. Чтобы за них заплатить, надо поднять цену на товар, тогда о стабильных продажах можно забыть», – заметил Павел Шапошников.
По его словам, администрации супермаркетов выгоднее дружить с крупными компаниями и продавать товар, на котором можно больше заработать.
Ситуация, по мнению предпринимателя, не изменится, пока в законе не появится поправка о необходимости господдержки сбыта готовой продукции местных производителей. Такая практика давно и успешно существует во многих странах.
Например, в любом магазине Беларуси на прилавках соотношение отечественных товаров и иностранных должно составлять 50 на 50.
«Есть система штрафов, поэтому и местная продукция востребована. Покупатель ее видит. В Узбекистане на ввозимый товар распространяется пошлина, что поощряет развитие собственных производств. Ввозимое жидкое мыло «Палмолив» стоит 17 тыс. сомов, местного производства – всего 3 тыс. сомов за упаковку того же объема. В Казахстане кредит на приобретение оборудования получить легко, но с готовой продукцией пробиться на прилавок очень трудно», – объяснил наш собеседник.
Если же говорить о роли рекламы в бизнесе, то она, безусловно, делает свое дело. Так, на фоне повседневной паблисити Fairy продажи средства для мытья посуды в ТОО «Cleanser» имеют самый низкий показатель. Однако с этими рисками предприниматель знаком. Иногда бывает проблема даже с сырьем. Казалось бы, какие сложности могут возникнуть с солью: но если у нее низкое качество – у бизнесмена был такой опыт, когда пришла пищевая соль с мусором – то готовый продукт получился неоднородной консистенции, хотя соль просеяли. Всю партию пришлось забраковать. С тех пор предприятие заказывает соль в Азербайджане или России небольшими партиями, но это негативно сказывается на оперативности поставок, а приобретать соль вагонами Cleanser пока не очень выгодно – все упирается в сбыт, поэтому главное внимание руководства компании сконцентрировано на привлечении новых клиентов. Их находят даже за пределами области.
Что касается расходов предприятия, то на зарплату сотрудников уходит 200 тыс. тенге, еще 100 тыс. тенге на аренду помещения и столько же на оплату кредита. Объем инвестиций в компанию составляет около 25 млн тенге, но это не предел.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.