Кондитерам РК нужно объединить усилия для экспорта в Китай

Как изменился расклад на «сладком» рынке Казахстана

В последние два года на кондитерском рынке Казахстана складывается положительная динамика: идет рост объемов производства у основных производителей — в среднем на 20% ежегодно. Драйвером рынка является экспорт. Если два года назад он составлял порядка 30 тыс. тонн, то в прошлом году достиг 60 тыс. тонн. Поставки кондитерской продукции осуществляются в основном в страны Таможенного союза, в частности в Россию, помимо этого развиваются такие направления, как Китай и Средняя Азия, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Китай для казахстанских кондитеров одно из самых интересных направлений. Президент Ассоциации кондитеров Казахстана Алихан Талгатбек рассказывает — почему.

Большой рынок, большой интерес

Китайцы традиционно потребляют мало кондитерских изделий, у них нет таких кондитерских традиций, как у нас. «Если на рынке присутствует что-то с содержанием шоколада, то в основном от зарубежных производителей. Своя кондитерская отрасль Поднебесной — это карамель, ирис, печенье. Сложные кондитерские изделия там не делают», — говорит собеседник.

Несмотря на количество населения, местный рынок не больше российского. Но в то же время российский рынок составляет около 4 млн тонн, и он считается одним из самых крупных в мире.

Ожидается, что с ростом благосостояния населения в этой стране будет расти и потребление — в том числе интерес к кондитерским изделиям с какао. Тем более отношение к казахстанскому продукту в КНР очень хорошее, его воспринимают как натуральный и готовы за него платить.

Объединить усилия, упорядочить торговлю

«Однако в Китае есть существенные проблемы с сертификацией, с наименованиями на китайском языке и т. д. Эти вопросы можно решать объединенными усилиями заинтересованных в поставках в эту страну производителей», — продолжает глава Ассоциации кондитеров Казахстана.

По его словам, можно организовать единый логистический центр, где будет представлена вся казахстанская кондитерская продукция. «И пусть местные покупатели выбирают, что им нужно, — у них будет доступ к ассортименту в одном месте. Сейчас каждый производитель возит отдельными фурами, это очень затратно, каждую фуру приходится отдельно растаможивать. А мы должны предложить потребителям в Китае растаможенный и сертифицированный продукт на складе. Кому-то нужно, например, две тонны, почему он должен покупать минимальную партию в 20 тонн?» — поясняет эксперт.

К этой же теме относится вопрос торговли — так, как она сейчас осуществляется через МЦПС «Хоргос»: «неорганизованно, вручную и очень дорого». «В итоге себестоимость нашей продукции повышается и она становится менее конкурентоспособной на китайском рынке. Решим вопрос с логистикой, с себестоимостью — решим эту проблему», — отмечает спикер.

Сырье нужно локализовать

Так же совместно можно решать и проблему снабжения предприятий. Кондитерские фабрики в принципе покупают один и тот же продукт у одних и тех же поставщиков.

«Можно выступать единым лотом, получать хорошие скидки. Это будет в то же время и поддержка местных предприятий — поставщиков сырья. В перспективе они дадут отечественный продукт хорошего качества, который при этом территориально будет находиться рядом, его не нужно будет ждать месяцами откуда-то», — говорит Алихан Талгатбек.

Это касается многих составляющих — сахара, патоки, масложировой, молочной продукции (это сырье формирует 60−70% в себестоимости кондитерской продукции). «Надо замещать сырье, продукты, которые импортируются, на отечественные. Но, естественно, без потери качества», — комментирует собеседник.

По его мнению, это вполне возможно: в кондитерской отрасли не такие технологии, которые невозможно организовать в своей стране. «Продукцию действительно можно производить в Казахстане. И большую часть сырья — за исключением какао-бобов, миндаля, которые у нас просто не произрастают, — можно выращивать здесь, у нас, это все напрямую связано с нашим аграрным сектором», — продолжает эксперт.

По его словам, в Казахстане есть мощности в масложировой, молочной отраслях — государство эти отрасли поддерживает. Но нужно «развивать местных производителей». «Многие не могут на сегодняшний день обеспечить качество, объемы. Если они будут получать от кондитерской отрасли определенные объемы, они вместе с нами будут расти», — поясняет спикер.

Половина — иностранное

Переходя к теме импорта, Алихан Талгатбек отмечает, что на казахстанском кондитерском рынке сохраняется проблема засилья продукции иностранных производителей.

«Сейчас в Казахстане импорт кондитерской продукции составляет практически 50%. Мы считаем, что это недопустимо для развитой страны — иметь такой большой объем импорта кондитерской продукции. По другим продуктам питания уровень импорта так же высок. Эту проблему надо решать», — считает спикер.

По его мнению, решение необходимо находить объединенными усилиями, этим не должны заниматься предприятия по отдельности. «Это должна быть консолидированная позиция госорганов Казахстана и Евразийской экономической комиссии. Помимо этого необходимо наладить обмен информацией между участниками ассоциации для того чтобы была возможность принимать решения и осуществлять определенные действия в отношении импорта и экспорта», — поясняет собеседник.

Россия вышла в лидеры

Вместе с тем, по данным главы профильной ассоциации, структура импорта значительно изменилась за последние восемь лет. Особенно сильно на это повлиял запрет транзита украинских товаров через территорию Российской Федерации. Если раньше 85% всего импорта обеспечивали украинские производители, 10−12% - российские, остальная часть завозилась из стран дальнего зарубежья, то сегодня Россия и Украина фактически поменялись местами и Россия, таким образом, стала основным импортером кондитерских изделий на рынке Казахстана.

«Очень сильно России помогла произошедшая три года назад произошла девальвация рубля. Тогда в Казахстан завозилось все — и техника, и продукты питания. Кондитеры из соседней страны основательно зашли на наш рынок. Мы боремся, отвоевываем свои позиции, но это не так просто, когда полки уже заняты, логистика налажена и есть люди, которые заинтересованы зарабатывать на импорте российских сладостей», — говорит Алихан Талгатбек.

К слову, в самой России, по его словам, импорт кондитерских изделий составляет всего 5%, да и во многих странах его доля невелика.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤