В РК намерены увеличить производство мяса птицы
По словам Максима Божко, компании должны стремиться к увеличению экспорта и выдавливанию американских окорочков с внутреннего рынкаКазахстанские производители яиц и мяса птицы планируют наращивать собственное производство не только для покрытия нужд внутреннего рынка, но и для поставок отечественной продукции за рубеж. Для них это стало тем более актуально в условиях плавающего курса тенге. Так, помимо традиционного направления на рынок партнера по Таможенному союзу и ЕАЭС – России, птицеводы собираются осваивать южные рынки (Кыргызстан, Таджикистан и даже Афганистан). Конкуренцию на внутреннем рынке до сих пор составляют замороженные окорочка из США, которые теперь еще сильнее начнут давить на рынок после вступления Казахстана в ВТО. Об этом сегодня, отвечая на вопрос корреспондента центра деловой информации Kapital.kz, рассказал гендиректор управляющей компании по птицеводческой отрасли «Шанырак» Максим Божко.
Мы поинтересовались у представителя ведущей птицеводческой компании страны относительно перспектив конкуренции наших производителей с большими партиями поставок замороженных окорочков из США, которые теперь могут хлынуть на наш рынок в рамках участия Казахстана во Всемирной торговой организации. При этом корреспондент попросил Максима Божко поделиться перспективами экспорта, которые открываются перед казахстанскими птицеводами в условиях плавающего курса.
Максим Божко заметил, что продукция, которая сегодня производится в Казахстане, идет в основном на экспорт в близлежащие страны. В первую очередь в Россию, но также Кыргызстан и Таджикистан. Иногда она уходит на юг, даже в Афганистан.
«Она идет в те страны на юге, где собственное производство не обеспечивает потребность населения в яйце и мясе птицы. И это те рынки, которые мы можем в принципе активно осваивать, наращивать наш экспортный потенциал в их направлении. Притом что Казахстан является очень крупным производителем зерна, которое представляет собой главную составляющую себестоимости яйца и мяса птицы. Я всегда говорю, что мы должны экспортировать не зерно как сырье, а продукцию, которую мы получаем благодаря зерну. Другими словами, более активно охватывать рынки наших соседей произведенными у нас в республике яйцом и мясом птицы, а также любыми другими продуктами, которые производятся за счет зерна», – поделился экономической стратегией Максим Божко.
В то же время основную конкуренцию на рынке внутри страны нашим птицеводам продолжают составлять окорочка из США. Причем, как заметил Максим Божко, с момента вступления республики в ВТО квота на ввоз американских окорочков в Казахстан существенно увеличилась. Если раньше она составляла 120 тыс. тонн в год «ножек Буша», то после вхождения во Всемирную торговую организацию квота возросла до 140 тыс. тонн окорочков ежегодно.
«Таким образом, для нас, как производителей мяса птицы, куриные окорочка из США, конечно же, являются самым главным конкурентом на рынке», – подтвердил Максим Божко.
По его словам, в США существует культура употребления в пищу именно белого мяса, то есть грудки, филе. Тогда как «красное» мясо или «ножки Буша» не пользуются спросом в Соединенных Штатах, поэтому американские производители вынуждены экспортировать их в другие страны. Выходит, что цену они получают за счет филе на внутреннем рынке, а стоимость окорочков могут сбрасывать вниз: в три-пять раз ниже себестоимости производства.
«Для нас это большой бич. Приведу такой пример: на границе эти окорочка «заходят» по одному доллару за килограмм. Притом что себестоимость производства одного кило мяса птицы в Казахстане в среднем составляет от двух до трех долларов США. Значит, в принципе это товар, с которым невозможно конкурировать по ценовому показателю. Здесь мы можем только через пропаганду призывать потребителей к тому, что их мясо привезено издалека, в морозильных контейнерах, где не всегда можно проконтролировать качество перевозки. К тому же в него происходит вливание воды для увеличения веса мяса на 30-50%, который после разморозки теряется на сковороде», – прокомментировал гендиректор управляющей компании «Шанырак».
По его оценке, выросшая квота на импорт «ножек Буша» в Казахстан в связи со вступлением в ВТО, безусловно, является «минусом» для отечественных птицеводов и производителей охлажденного мяса птицы.
«Мы планируем, что с наращиванием производства в Казахстане, как только наши птицефабрики увеличат объем собственного производства, мы станем заполнять рынок отечественным охлажденным мясом птицы, будем вытеснять американские окорочка, и параллельно ходатайствовать о том, чтобы эта квота была снижена. Чтобы ее снижали поэтапно, каждый год на 10 тыс. или 20 тыс. тонн», – поделился планами по серьезному импортозамещению Максим Божко.
Представитель птицеводов уверен, что нам можно поучиться у партнеров по ЕАЭС. По его словам, в России благодаря почти 100-процентному охвату внутреннего рынка мясом птицы замороженные окорочка были практически выдавлены с российского рынка, квоты на поставку были уменьшены до самых нижних пределов. Нашим птицеводам необходимо взять этот опыт на вооружение.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.