Сможет ли Монголия «отбить» транспортировку российского газа у РК?

Казахстан может потерять возможность получить дивиденды от транспортировки российского газа в Китай

Казахстан может потерять возможность получить дивиденды от транспортировки российского газа в Китай. Так, 21 мая текущего года Россия и Китай подписали договор о поставках газа на 30 лет. Объем поставок составит до 38 млрд куб. м в год с возможным увеличением до 60 млрд куб. м в год. Эти объемы могли бы пойти через территорию Казахстана и принести республике дополнительные средства в бюджет страны. Однако у нашей республики появился конкурент, который предлагает прокачку этих объемов газа через свою территорию.

Монголия вслед за Казахстаном предлагает «Газпрому» проложить транзитный трубопровод на запад Китая. О предложении Монголии в начале сентября рассказал президент страны Цахиагийн Элбэгдорж после встречи в Улан-Баторе с президентом России Владимиром Путиным. «С нашей стороны были даны конкретные объяснения и преимущества такого решения», – сказал он. Это, по словам президента Монголии, и соображения безопасности, и краткость пути, и то, что эта магистраль будет проходить в степных условиях. Владимир Путин со своей стороны данное заявление комментировать не стал.

Возможность поставок российского газа в Китай непосредственно через Монголию, по мнению Богдана Заруцкого, аналитика международного финансового холдинга FIBO Group, существует. Преимущество этой страны, по словам аналитика, в удачном географическом расположении, позволяющем эффективно проложить газовую трубу в Китай. Кроме того, Монголия имеет благоприятные условия для прокладки газовой инфраструктуры из-за степной местности. При этом Казахстан, как отметил аналитик, также имеет аналогичные географические преимущества. Более того, надо учесть и наличие уже готовой материально-технической базы для реализации этого проекта через южный регион страны. «Поэтому конкурентоспособный перевес пока что играет в пользу Казахстана», – считает Богдан Заруцкий.

Этот вопрос больше в политико-экономическом русле между Россией и потенциальными партнерами в виде Казахстана и Монголии. Кроме того, монгольский рынок является для России интересным в качестве рынка сбыта автомобилей и для будущего расширения железнодорожных магистралей с целью увеличения товарооборота. И если сейчас Россия использует в качестве транзитной территорию Монголии, то ей легче будет выйти на этот рынок с другими товарами. «Такое сотрудничество дает сильный сигнал на долгосрочную перспективу тесных партнерских отношений, где вопрос газовой трубы может быть как никогда актуальным для Монголии», – отметил аналитик FIBO Group.

Однако нельзя забывать о том, что Россия в вопросе поставок газа в Китай может обойтись и без посредников . У РФ и КНР есть собственные протяженные границы. Более того, крупнейший газовый проект между этими странами предполагает строительство газопроводов в КНР по территории Дальнего Востока и Западной Сибири. В этом случае поставку российского газа в западные провинции Китая возможно будет осуществлять по внутрикитайской трубопроводной системе.

Как мы упоминали выше, «Газпром» и CNPC в мае заключили 30-летний контракт на поставку в Китай до 38 млрд куб. м газа в год восточным маршрутом по газопроводу «Сила Сибири» из Иркутской области и Якутии через Благовещенск. Переговоры шли 10 лет, и сначала Россия предлагала Китаю два маршрута поставок одновременно – восточный по «Силе Сибири» и западный по газопроводу «Алтай» с Ямала. Этот газопровод должен был выйти в Китай в районе узкой российско-китайской границы между Казахстаном и Монголией. Но за время переговоров Китай сумел удовлетворить спрос на газ на западе страны за счет среднеазиатского газа и предложил «Газпрому» сначала договориться о поставах по восточному маршруту в дефицитные регионы. В 2006 году «Газпром» оценивал строительство «Алтая» в 363 млрд рублей, а «Сила Сибири» (тогда Якутия – Хабаровск – Владивосток) в конце 2011 года оценивалась в 333 млрд рублей, а сейчас уже в 770 млрд рублей. Возможно, эти затраты оценят как слишком высокие и тогда у Казахстана появится реальная возможность получить российский газ для транспортировки в Китай.

В конце апреля Узакбай Карабалин, замминистра энергетики РК, предложил территорию Казахстана в качестве транзитной страны для поставок российского газа в КНР. Газопровод предлагается проложить через Астану и выйти в районе Хоргоса или же Алашанькоу на Китай. Представитель «Газпрома» подтвердил, что эта идея обсуждалась, но она находится в «зачаточном состоянии». При этом в первых числах сентября в Якутске был сварен первый стык «Силы Сибири». Российский «Газпром», по информации «Радио «Свобода», 1 сентября приступил к строительству магистрального газопровода «Сила Сибири», предназначенного для поставок сырья в основном на китайский рынок.

Оценить, сколько именно дивидендов может получить Казахстан от транспортировки российского газа в Китай, эксперты пока не решаются. Однако Богдан Заруцкий не думает, что могут возникнуть серьезные потери для Казахстана из-за отсутствия транзита российского газа в Поднебесную. По оценке эксперта, РК следует искать другие рынки сбыта природного газа, где Китай как раз в центре внимания. «Известно, что Казахстан может экспортировать природный газ с Карачаганака в южный регион страны в следующем году», – говорит он. По информации эксперта, планируется реализовать экспортную стоимость казахстанского газа в Китай за не менее $300 за 1 тыс. кубометров, в то время как экспорт в Россию составляет $200 за 1 тыс. кубометров.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤