Девальвация - очень уж странный предмет…
…эффект вроде есть, но его как бы нет!Курс доллара по отношению к тенге немного прибавил в начале этой недели, и некоторые поставщики товаров и услуг (например, турфирмы) поспешили несколько ускорить рост американской валюты, установив расчетный курс на свои услуги на уровне 187 тенге за доллар. Однако это все «дело житейское» и сравнительно несерьезное, а вот по поводу глобального влияния девальвации на отечественную экономику по результатам первого квартала председатель Национального банка РК Кайрат Келимбетов сказал, что речь идет о «позитивном отклике». «По результатам первого квартала мы имеем положительное сальдо текущего счета, которое составило $5,5 млрд. Для примера скажу, что в прошлом году у нас было по итогам года отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса, которое составило минус 118 млн. То есть налицо позитивный отклик экономики на проведенную валютную корректировку», – сказал он на брифинге в Службе центральных коммуникаций при президенте РК.
Однако эксперты выражают некоторые сомнения по этому поводу. Так, Мурат Кастаев, генеральный директор DAMUCapitalManagement, считает, что проведенная девальвация благоприятно повлияла только на экспортеров. Эксперт поясняет, что в связи с сырьевой направленностью экономики Казахстана на экспорт приходится порядка 48% ВВП и экспортная выручка формируется в иностранной валюте (в основном долларах США). Таким образом, девальвация действительно позитивно отразится на динамике ВВП, торгового и платежного баланса. «Но экспортеры – это не вся экономика (а в численном отношении – довольно малая ее часть), и от девальвации сильно пострадали импортеры, торговые компании и все отрасли, основанные на потребительском спросе населения», – комментирует Мурат Кастаев.
По его словам, в тенговом выражении доходы населения не изменились, однако его покупательская способность снизилась по отношению к иностранным валютам, товарам и услугам. «В связи с тем, что мы – как народ, как страна – мало производим собственных товаров и сильно зависим от импорта, наша покупательская способность снизилась. Принимая во внимание и рост цен по всему спектру товаров и услуг (который, по нашему мнению, в 1,5-2 раза превышает официальные показатели), то девальвация на подавляющее большинство населения и бизнеса экономики повлияла только с негативной стороны», – считает генеральный директор DAMUCapitalManagement.
Ерлен Бадыхан, аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ), также высказывает сомнения в положительных результатах проведенной девальвации для экономики. Эксперт приводит в пример оценку МВФ, согласно которой эффект получился противоположным: вместо усиления роста вышло его снижение. В отчете за май 2014 года МВФ указал на прямую связь между одномоментной девальвацией и стремительной долларизацией средств казахстанских банков – что, в свою очередь, приводит к снижению темпов кредитования и роста экономики. Девальвация также повысила уровень проблемных кредитов.
«Кроме того, девальвация национальной валюты отрицательно сказалась на проведении структурных реформ. У иностранных инвесторов произошла утрата уверенности в макроэкономической стабильности после девальвации – поэтому очередная кампания по привлечению иностранных инвестиций будет безрезультатна. Рукотворные манипуляции с курсом основной валюты ослабили желание инвесторов вкладывать средства в экономику Казахстана», – считает Ерлен Бадыхан. По мнению эксперта АИРИ, девальвация негативно повлияла и на планы правительства по сокращению участия государства в экономике через приватизацию («народное IPO», вывод акций на фондовый рынок и прочее). «Первыми через приватизацию должны пройти естественные монополии из сферы энергетики – но абсолютное большинство этих компаний перегружены валютными долгами. После проведенной девальвации эти компании понесли глубокий курсовой убыток, вследствие чего долговая нагрузка увеличилась на 20% . При этом тарифы естественных монополий контролируются правительством, которое планирует удержать инфляцию в пределах 6%. Это весьма сильно снижает инвестиционную привлекательность таких компаний», – уверен Ерлен Бадыхан.
Эксперты не ожидают значительных колебаний курса в текущем году. «Считаю, что до конца 2014 года существенного изменения курса национальной валюты не произойдет. Прогнозируемый показатель на этот период – 182 плюс/минус 1 тенге. Текущие макроэкономические предпосылки для очередного обесценивания тенге незначительны; кроме того, косвенную поддержку национальной валюте должен обеспечить период налоговых выплат казахстанскими экспортерами», – полагает аналитик АИРИ.
Позиция экспертов DAMUCapitalManagement по данному вопросу осталась неизменной и согласно ранее озвученному прогнозу здесь не ожидают значительных колебаний курса при условии отсутствия внешних шоков, в основном геополитического характера. «Ключевым фактором нестабильности мы видим возможное расширение санкций по отношению к России и их негативное влияние на экономику Казахстана. Однако даже при этом раскладе мы считаем, что Нацбанк РК приложит все усилия для удержания тенге в коридоре 185 +/-3 тенге по политическим соображениям», – предполагает Мурат Кастаев. Ерлен Бадыхан также считает, что Национальный банк будет поддерживать тенге посредством валютных интервенций, по крайней мере, до конца 2015 года. «После этого срока спекулятивное давление на тенге будет усиливаться», – полагает эксперт АИРИ.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.