Эксперт: Количество недовольных несколько вырастет
Девальвация в Казахстане была ожидаемаВчерашнее изменение курса тенге к доллару и евро стало самой обсуждаемой темой не только среди населения, но и среди экономистов и политологов. Некоторые эксперты считают, что это было ожидаемое событие, особенно после проведения досрочных выборов президента весной. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz собрал некоторые высказывания в блогосфере относительно девальвации тенге.
Андрей Казанцев, доктор политических наук, директор Аналитического центра МГИМО на своей странице в Facebook напомнил о том, что неоднократно писал о предстоящей девальвации. «В общем, я уже писал ранее в связи с президентскими выборами в Казахстане ..., что они дают необходимую поддержку и легитимность для проведения девальвации (плавающий курс отличается от девальвации только на словах). Ну и, разумеется, если и Россия и Китай, т.е. основные торговые партнеры, провели девальвацию, то Казахстану просто некуда деваться. Иначе это будет рушить торговый баланс. И к этому надо еще прибавить и давление мировых цен на нефть и металлы, что ощущает и Россия. Так что ничего нового не произошло», – считает Андрей Казанцев.
Для России, по его словам, это скажется на том, что исчезнут массы казахстанцев, скупающих все по дешевке. И торговый баланс может немного измениться в пользу Казахстана. То есть в России уменьшатся торговые обороты и экспорт, хотя, в масштабах России, и не сильно. «Все-таки, разница в размерах экономик России и Казахстана – огромная. У Казахстана, соответственно, вырастет экспорт и уменьшится импорт. Также уменьшится потребление импортных товаров, т.е. польза бизнесу и производству будет за счет потребления населения. Т.е. экономическая классика. Политическую систему Казахстана это, разумеется, не поколеблет. Хотя количество недовольных несколько вырастет, так как девальвация, в целом, на пользу богатым и производителям, но в ущерб потребителям, бедным, иждивенцам и т.п. Т.е. классика политэкономии», – отмечает в своем сообщении политолог.
Чуть ранее Аркадий Дубнов, политолог, эксперт по Центральной Азии на сайте Московского центра Карнеги, оценивая изменение курса тенге, отметил, что Казахстану пришлось «принимать непопулярные решения, которые хотя и шокировали многих, в том или ином виде были вполне ожидаемы».
Эксперт в своей работе пишет, что «резкой девальвации тенге ожидали от Астаны уже сразу после досрочных президентских выборов в апреле этого года, которые больше напоминали референдум о доверии Назарбаеву. Собственно, и само проведение досрочных выборов многие объясняли необходимостью решить политические вопросы до того, как придется срочно девальвировать тенге, спасая конкурентоспособность казахстанской экономики на фоне двукратной девальвации российского рубля. Тогда, защищая свой внутренний рынок, Астана пошла на беспрецедентные меры, запретив, в частности, на полтора месяца импорт в Казахстан ставших невероятно дешевыми российских ГСМ». По словам Аркадия Дубнова, с девальвацией, однако, в Астане решили тогда повременить – видимо, слишком уж неприличным показалось подтверждение предвыборных предсказаний. «Надо было выдержать паузу. И только недавно, 15 июля, глава Нацбанка Кайрат Келимбетов вместо ожидавшейся девальвации объявил о расширении валютного коридора, клятвенно пообещав, что курс доллара не превысит планку 190 тенге в ближайший квартал», – отмечает эксперт.
Напомним, вчера Казахстан перешел к свободно плавающему курсу тенге. Правительство проголосовало за данное предложение. «Нацбанк и правительство приняло решение приступить с 20 августа 2015 года к реализации новой денежно-кредитной политики, основанной на режиме инфляционного таргетирования. Отменить валютный коридор и перейти к свободно плавающему обменному курсу», - заявил во время совещания премьер-министр Казахстана Карим Масимов. Обменный курс тенге будет формироваться на основе рыночного спроса и предложения с учетом фундаментальных внутренних и внешних макроэкономических факторов, уточнил он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.