Air Astana создает дочернюю компанию Terminal Services
Она начнет работу с лета 2025 годаДочерняя компания Air Astana - Air Astana Terminal Services - начнет работу с лета 2025 года. Об этом рассказал глава авиакомпании Питер Фостер, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
На пресс-конференции он заявил о создании дочерней компании по наземному обслуживанию Air Astana Terminal Services для повышения эффективности и потенциального получения доходов от обслуживания других авиакомпаний в основных хабах: Алматы и Астане.
О новом активе
«Новая компания продолжит предоставлять услуги по обслуживанию пассажиров, осуществлять услуги непосредственно на перроне: обработка багажа, буксировка самолетов и так далее. Также она сможет участвовать в конкурсах по предоставлению таких услуг для других авиаперевозчиков в столице и Алматы. Ведь казахстанский рынок становится все более привлекательным для зарубежных игроков», - сообщил Питер Фостер, отвечая на вопрос Kapital.kz.
Он не стал озвучивать объем инвестиций, который необходим для запуска «дочки». Уточнив, что для осуществления услуг на перроне потребуется расширить штат сотрудников и дополнительное оборудование.
Об обновлении парка и выводе бортов Embraer
В августе 2024 года Питер Фостер рассказывал, что авиаперевозчик постепенно выводит из своего парка самолеты типа Embraer. Основная причина – они экономически невыгодны в обслуживании. «Если их не будет в нашем парке, у нас не будет необходимости иметь отдельные лицензии, отдельно обученных пилотов, нам не нужно будет специально создавать для таких самолетов склад запасных частей, иметь специализирующихся на этих бортах технических специалистов... У нас нет больше необходимости иметь столь небольшие самолеты для обслуживания региональных рейсов, как Embraer», - отмечал он.
В настоящее время авиапарк группы Air Astana насчитывает 60 бортов. На конец 2024 года во флоте было три борта типа Embraer. «Из них у нас остался только один борт такого типа, но он уже не осуществляет перелеты», - уточнил Питер Фостер.
«Сейчас для нас интересны борты типа Airbus A320. Но мы с нетерпением ждем, когда в следующем году наш флот пополнится Boeing 787 Dreamliner из семейства дальнемагистральных самолетов. Тогда мы не только сможем увеличить провозную емкость бортов, но и повысить уровень сервиса для пассажиров», - подчеркнул глава авиаперевозчика.
О международном авиахабе
Он также прокомментировал поручение президента по созданию международного авиахаба в Казахстане.
«Мы согласны с концепцией главы государства по преобразованию страны в региональный авиационный хаб. Вопрос заключается в том, как это будет происходить... Будет ли дальнейшее расширение на базе уже имеющегося алматинского аэропорта или будет создана абсолютно новая площадка к северу от города в Алматинской области, потому что к югу – это невозможно. Может, это будет абсолютно другая площадка в сторону Астаны, например. Мы со своей стороны, конечно, поддержали бы идею ее локализации в Алматинской области. Именно здесь концентрируется бизнес-трафик», - заметил Питер Фостер.
О программе buyback
Авиаперевозчик решил возобновить программу обратного выкупа своих простых акций и глобальных депозитарных расписок (ГДР). Цель программы – поощрение сотрудников.
В течение следующих двух лет компания намерена приобрести до 1 млн 706 тыс. 408 акций (в форме акций и/или ГДР) на сумму до 5 млн долларов. Выкупить планируется около 0,7% бумаг от общего объема размещенных акций авиаперевозчика.
«Эта часть программы начнется 14 марта 2025 года и завершится не позднее февраля 2027 года», - отметил авиаперевозчик. Выкупать бумаги планируется по рыночной цене на KASE, AIX и LSE.
В пятницу, 14 марта, стало известно, что совет директоров группы предложил годовому общему собранию акционеров выплатить дивиденды за 2024 год в размере 17,7 тенге за одну простую акцию или 70,9 тенге за глобальную депозитарную расписку - это четыре акции авиаперевозчика. В случае утверждения акционерами размера дивиденда общий объем выплаты составит 6,3 млрд тенге. Учитывая «надежные финансовые результаты группы за 2024 год и сильный баланс», совет директоров рекомендует специальные дивиденды в размере 36 тенге за одну простую акцию или 143,9 тенге за ГДР. В этом случае общий размер дивидендов составляет 12,8 млрд тенге. Общий размер предлагаемых дивидендов, включая обычные и специальные, составляет 53,7 тенге за одну простую акцию и 214,8 тенге за ГДР.
В январе-феврале 2024 года Air Astana провела IPO на LSE, KASE и AIX и привлекла около 370 млн долларов. На IPO акции компании можно было купить по 1073,83 тенге (на тот момент около 2,4 доллара), глобальные депозитарные расписки (ГДР) – по 9,5 доллара. В результате IPO акционером авиакомпании стал Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) Казахстана с долей в 6,51%. Также в капитал авиакомпании вошел Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) с долей в 5% через номинального держателя глобальных депозитарных расписок (ГДР) – CITIBANK, N.A.-NY. Доля ФНБ «Самрук-Казына», по данным KASE на 1 января 2025 года, составляет 41%, а британской BAE Systems – 16,95%.