Самолеты типа Embraer экономически невыгодны в обслуживании. Об этом в онлайн-интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz сообщил президент «Эйр Астаны» Питер Фостер.
«Мы постепенно будем выводить из своего парка самолеты Embraer - это никак не связано с их двигателями. Главная причина - нам экономически невыгодно иметь этот тип воздушных судов. Если их не будет в нашем парке, у нас не будет необходимости иметь отдельные лицензии, отдельно обученных пилотов, нам не нужно будет специально создавать для таких самолетов склад запасных частей, иметь специализирующихся на этих бортах технических специалистов... Из пяти самолетов этого типа два мы уже вывели из нашего авиационного парка, даже ранее чем планировалось. Оставшиеся три будут выведены к концу лета 2025 года», - отметил Питер Фостер.
Он также рассказал, почему ранее было принято решение о пополнении парка авиакомпании бортами Embraer. «Эти самолеты у нас появились еще до того, как была создана наша "дочка" FlyArystan. А уже после начала работы лоукостера рынок авиаперевозок настолько вырос, что мы пришли к пониманию, что у нас нет больше необходимости иметь столь небольшие самолеты для обслуживания региональных рейсов, как Embraer», - подчеркнул Питер Фостер.
По его словам, в парке авиакомпании «достаточно много» бортов типа Airbus. «Мы будем продолжать их эксплуатировать», - отметил он. Питер Фостер напомнил, что в целом парк авиакомпании насчитывает 54 самолета, 19 из которых - FlyArystan.
О сотрудничестве с Neos
В апреле 2024 года в «Эйр Астане» заявили, что группа подписала меморандум о взаимопонимании с крупнейшей итальянской авиакомпанией Neos SpA о стратегическом партнерстве. Сообщалось, что стратегическое партнерство будет охватывать несколько направлений. Например, стороны рассматривают «создание совместного предприятия для авиамаршрутов между Италией и Казахстаном». Также в рамках соглашения ожидалось заключение соглашения «о совместном использовании кодов, в соответствии с которым «Эйр Астана» будет применять маркетинговый код к рейсам, выполняемым Neos, между аэропортами Милана (MXP) и Алматы (ALA) и наоборот». Сотрудничество также предполагало и обслуживание самолетов Boeing с 2025 года.
Питер Фостер прокомментировал, на каком этапе это сотрудничество. «Наши взаимоотношения с Neos основаны на соглашении о кодшеринге. Для этого необходимо, чтобы системы бронирования у авиалиний были совместимы. В настоящий момент наш итальянский партнер обновляет свою систему бронирования. Скорее всего, этим летом не получится реализовать данную инициативу, но в следующем году мы планируем выполнять рейсы в Италию (и обратно - Ред.) под кодом нашей авиакомпании на бортах Neos», - отметил президент авиакомпании.
Об акционерах
В январе-феврале 2024 года авиакомпания «Эйр Астана» провела IPO на LSE, KASE и AIX и привлекла около 370 млн долларов. В результате доля ФНБ «Самрук-Казына» снизилась до 41%, а британской BAE Systems также снизилась, сейчас она составляет 16,95%.
Планирует ли «Эйр Астана» выкупить часть доли у этих акционеров?, - поинтересовался корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. «Переговоры на этот счет не ведутся», - заметил Питер Фостер.
Во время IPO акционером авиапереовзчика также стал ЕНПФ (с долей 6,51%). В Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) тоже заявили о вхождении в капитал авиакомпании с долей 5%. Между тем ЕБРР не отражается на сайте биржи KASE в качестве акционера.
«Действительно, ЕБРР во время IPO приобрели бумаги нашей авиакомпании на почти 42 млн долларов. Сейчас банк владеет 5% авиакомпании. Например, ЕНПФ отображается (имея небольшую долю - Ред.) в качестве акционера на бирже, потому что он владеет простыми акциями. А ЕБРР вы не видите, так как он владеет глобальными депозитарными расписками (ГДР). По данным биржи, номинальным держателем ГДР нашей авиакомпании является CITIBANK,N.A. (с долей 23,62%). Соответственно он также и держатель ГДР ЕБРР»,- пояснили в авиакомпании.
Об обратном выкупе бумаг KASE, AIX, LSE
В мае 2024 года авиакомпания запустила программу обратного выкупа простых акций и ГДР. Эта программа была направлена на мотивацию сотрудников - отмечали ранее в «Эйр Астане».
В рамках этой программы авиаперевозчик планировал приобрести 4,7 млн акций (в форме акций и ГДР) на 12 млн долларов через KASE, AIX, LSE. Планирует ли компания увеличить лимит по выкупу бумаг?
«На данный момент уже выкуплено 28% от запланированного объема - 1,5 млн бумаг в форме акций и ГДР. Остается еще 72%. Как вы знаете, у нас была блокировка с 1 июля по 5 августа - на KASE и AIX. По ее условиям, мы не могли покупать ничего на этих биржах. С 5 августа мы возобновили выкуп своих бумаг на этих площадках. Для последующего выкупа у нас есть время до февраля 2025 года. Указанный лимит в 4,7 млн акций остается в силе... До февраля 2025 года все сотрудники получат определенную долю в компании в рамках программы по обратному выкупу бумаг», - сообщил исполнительный директор по финансам «Эйр Астаны» Ибрагим Жанлыел, который также участвовал в онлайн-интервью.
Сколько заработал авиаперевозчик?
В пресс-релизе группы за первое полугодие 2024 года ее выручка без учета единовременных статей, в первой половине 2024 года выросла на 12,9% по сравнению с тем же периодом 2023 года. Она достигла 586,2 млн долларов.
В авиакомпании пояснили, почему в документе не были раскрыты данные по чистой прибыли. «Цифры в пресс-релизе откорректированы, с учетом единовременных статей расходов. В отчете по МСФО согласно требованиям, мы не можем вносить корректировки на эти расходы. В первом полугодии 2023 году чистая прибыль без корректировок составила 23,5 млн долларов, с их учетом: 15,0 млн долларов. За этот же период 2024 года прибыль без корректировок составила 4,6 млн долларов, с их учетом: 16,7 млн долларов. Получается прибыль выросла на 1,7 млн долларов», - сообщил Ибрагим Жанлыел.
В компании уточнили, что единовременные статьи в первом полугодии 2024 года включали чистые расходы, связанные с IPO, в размере 9,4 млн. долларов и расходы на благотворительность в связи с наводнением в регионах Казахстана в размере 2,7 млн долларов. В первом полугодии 2023 года единовременные статьи включали расходы, связанные с IPO, в размере 0,4 млн долларов и доход от чрезвычайного события на рынке (ЧСР), вызванного частичной мобилизацией в России, в размере 8,9 млн долларов.