Космической державы не получилось
Второй спутник может быть лучшеПрограмма развития космической отрасли РК на 2005−2007 годы реализована с мно...Второй спутник может быть лучше
Программа развития космической отрасли РК на 2005−2007 годы реализована с многочисленными промахами и ошибками, и в результате 8 июня спутник KazSat-1 прервал вещание из-за сбоя в бортовой цифровой вычислительной системе и, скорее всего, будет потерян. Эту информацию подтвердил накануне проведения первого заседания Совета по космосу при правительстве председатель Национального космического Агентства РК Талгат Мусабаев.
Чтобы не повторять ошибок и обеспечить эффективное управление и координацию планирующейся к развитию отрасли, правительство создало Национальный центр космических исследований и технологий на базе республиканского госпредприятия «Центр астрофизических исследований в Алматы». Намечалось объединить усилия отечественных ученых, занятых в космической отрасли. В некоторых СМИ прозвучали опасения по поводу судьбы ряда научно-исследовательских институтов, включенных в состав создающегося Центра. Недавним решением правительства эти институты отнесены к категории «стратегических», и тем самым поставлена точка в дискуссии о возможной их приватизации или продаже. Статус институтов меняться не будет.
Г-н Мусабаев несколько раз указал на чрезмерную дешевизну спутника (всего $65 млн.), а значит, по его мнению, и недостаточную его надежность. KazSat, собранный в научно-производственном центре имени Хруничева, оснащенный 12-ю транспондерами, был выведен на орбиту 18 июня 2006 года, а к концу 2007-го его загрузка составила 70% от проектного потенциала.
Первые серьезные сбои компьютерной программы возникли в январе этого года, когда вещание спутника оказалось прерванным более чем на 10 часов, и казахстанскую сеть телевещания временно перевели на американский спутник Intelsat-904. 17 апреля KazSat вновь прервал вещание более чем на 6 часов. Пока неясно, что вызвало очередной сбой: неправильная команда с Земли или отказ оборудования на борту.
Талгат Мусабаев заявил, что, сделав выводы из сложившихся внештатных ситуаций, казахстанская сторона поручит ГКНПЦ имениХруничева, где создается второй спутник серии KazSat-2, заказывать оборудование не у дешевых, а серьезных западных фирм. Планируется, что KazSat-2 будет нести 16 транспондеров, работать более 12 лет, предоставляя широкий комплекс услуг в области телекоммуникаций.
Следует отметить, что в развитых странах сообщения об отказе спутников не вызывают столь бурной реакции уже лет 10 — начиная с 1998 года. Тогда из-за сбоя в системе управления спутника связи Galaxy 4, принадлежавшего американской компании PanAmSat, изготовленного фирмой Hughes Space & Communications, ретрансляция через него прекратилась, авария парализовала работу систем пейджинговой связи, обслуживающих 90% из примерно 50 млн. абонентов, в США, также были прерваны передачи ряда телевизионных каналов, Национального общественного радио, и нарушена работа некоторых компьютерных систем.
В недавнем же сообщении об отказе большого американского спутника-шпиона просто указывается: «В Белом доме следят за развитием ситуации и заявляют, что в принципе в сходе спутников с орбиты нет ничего необычного».
По словам первого вице-президента АО НК «Казакстан гарыш сапары» Марата Нургужина, от 3 до 5% спутников, находящихся на орбите, в том числе на геостационарной, дают отказы. Буквально за одну неделю с первого по восьмое июня отказали три спутника:. Intelsat 904, российский «Экспресс АМ-2» и наш KazSat-1. Г-н Нургужин пояснил, что на самом деле данная техника работает в очень тяжелых условиях, и ситуация в общем не такая уж необычная, но проблема в том, что это наш единственный спутник, тогда как мировые системы всегда работают группами по несколько спутников. Если бы Казахстан владел хотя бы тремя спутниками связи, была бы страховка. Однако Марат Нургужин отметил, что, работая в холдинге «Самгау» и отвечая за телевизионный спектр спутниковой связи, он специально оставил государственный канал в резерв Intelsat 904, и потому отказ не сказался на телевещании.
— Просто ребята перенаправили наши антенны и перешли на другой спутник, — пояснил он. — Я не думаю, что надо раздувать скандал — просто это был единственный спутник — наш национальный. В 2009 году, как здесь доложили, появится второй спутник, улучшенный, с 16 транспондерами, его тоже делают европейские компании, которые в свое время делали KazSat-1, и, думаю, недостатки будут учтены. Наша задача теперь не просто отдать кому-то деньги и получить спутник — нет — речь идет о подготовке кадров и производстве здесь, в Казахстане.
Что же до упоминавшихся выше опасений по поводу судьбы ряда научно-исследовательских институтов, включенных в состав создающегося Центра, то г-ну Мусабаеву, похоже, развеять их не удалось.
— Это означает уничтожение ряда академических институтов, — ответил на наш вопрос академик Международной инженерной академии, академик НАН РК, профессор кафедры физики Алматинского технологического университета Анатолий Воронин — Этот Мусабаев хоть и космонавт, но полный дилетант во всех этих делах, и в данной ситуации он ничего не соображает. Что до обещания сделать институты «стратегическими», то в прошлом году это уже обещали, и всем известно, что получилось. Это глухое мероприятие — просто крохи делят, разворовывают все окончательно. Что же касается тендеров и госзаказа, то никому ни одной копейки не дадут — они делают только под своих людей, вообще даже заявки не принимают — все для определенного круга. По поводу причин отказа KazSat-1, то просто не научились у нас такой техникой управлять.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.