«КазМунайГаз» заключил новую сделку
Теперь Казахстан имеет доступ к Черному морюАО «КазТрансОйл», «дочка» нацкомпании «КазМунайГаз», приобрело 100 %-й пакет акций к...Теперь Казахстан имеет доступ к Черному морю
АО «КазТрансОйл», «дочка» нацкомпании «КазМунайГаз», приобрело 100 %-й пакет акций компании Batumi industrial holdings limited, управляющей нефтяным терминалом в Батуми (Грузия). Сделка была заключена в феврале этого года с компанией «Терминал партнерз лимитед», которая владела батумским активом, сообщили «Капитал.kz» в пресс-службе «КазМунайГаза». Как рассказали в компании, учитывая удаленность казахстанских нефтяных месторождений от морских портов, сделку можно считать выгодной для экономики Казахстана, потому как в результате нее страна впервые приобретает зарубежные нефтетранспортные активы в Черном море.
Кроме того, батумский терминал является ключевой составляющей Транскавказского нефтетранспортного коридора, а в 2007 году объем транспортировки нефтепродуктов через него составил 9,6 млн. тонн. В «КазМунайГазе» также отметили, что данный проект считается одной из составляющих частей стратегии развития компании по увеличению рыночной капитализации и диверсификации экспортных направлений казахстанской нефти. Однако сумму сделки «КазМунайГаз» озвучить отказался, ссылаясь на конфиденциальность.
Группа компаний «КазМунайГаз» приобрела все производственные активы Naftrans Ltd., которая управляет нефтяным терминалом в порту Батуми. Как сообщила инвестиционная компания ENR Russia Invest, являющаяся одним из акционеров Naftrans, сумма сделки составила $220 млн. После продажи стоимость активов Naftrans достигает порядка $335 млн., говорится в сообщении. Naftrans осуществляет транспортировку по железной дороге нефти и нефтепродуктов от азербайджано-грузинской границы до терминала в порту Батуми, предоставляет портовые услуги. В 2006 году АО «КазТрансОйл» подписало с владельцами Naftrans акционерное соглашение о приобретении 50%-ной доли в этой компании. Впоследствии предполагалось построить близ нефтетерминала новый НПЗ. По словам Михаила Саакашвили, сумма инвестиций в НПЗ – «это проект где-то на миллиард долларов». Сумма инвестиций может быть и больше. Владелец батумского нефтяного терминала холдинг Greenoak работал с «КазМунайГазом» в сфере паромных и железнодорожных перевозок нефти в Грузию из Казахстана и уже заявлял о собственных планах постройки НПЗ в Батуми, оценив проект в $3,2 млрд. Еще в 2006 году «КазМунайГаз» и Greenoak приобрели для строительства около 80 га земли за $27,1 млн.
Неплохой вариант
Если раньше батумский терминал перекачивал нефть из Азербайджана, то теперь он будет работать на Казахстан, рассказал «Капитал.kz» Алексей Логвин, главный экономист ИК «Русь-Капитал». На основе этого «КазМунайГаз» может наладить бизнес по перевозке отечественного продукта за границей. А это хорошее вложение денег. «Учитывая нефтяной потенциал Казахстана и его растущие объемы добычи, можно сказать, что проблем с загрузкой танкеров не будет», - заметил г-н Логвин.
Эксперт полагает, что вероятность финансового краха батумского проекта можно исключить. «Нацкомпания входит в хороший бизнес, - подчеркнул эксперт «Русь-Капитал». – Таких терминалов на территории стран СНГ немного, и батумский порт - не самый плохой вариант». С ним согласна и Наталья Мильчакова, аналитик по нефти и газу ФК «Открытие».
По ее мнению, удачное географическое расположение нефтяного терминала в Батуми, даже не взирая на небольшие объемы прокачки через него, станет хорошим подспорьем в бизнесе «КазМунайГаза». Ведь благодаря этому Казахстан сможет сократить расходы на перевозку нефти, и у него появляется открытый доступ к морским путям. «А если учитывать, что мощность можно расширить, то уже в среднесрочной перспективе можно надеяться на получение прибыли от порта», - заметила г-жа Мильчакова.
Однако не все аналитики едины во мнении. Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК, доктор экономических наук, считает эту сделку «КазМунайГаза» не совсем удачной, равно как и приобретение Херсонского нефтеперерабатывающего завода на Украине. «Оба объекта уже очень давно находятся в эксплуатации, техническое оснащение устарело и требует основательной модернизации, а соответственно и значительного инвестирования, - уточнил г-н Егоров. – Единственным плюсом является тот факт, что они находятся близко к Европе».
Свою позицию Олег Егоров объясняет тем, что, во-первых, терминал, который несколько десятков лет «качал» азербайджанскую нефть, в техническом отношении устарел и требовал от властей Грузии значительного финансирования. Во-вторых, теперь Казахстан должен будет платить этой стране за транзит своего углеводородного сырья. В то же время он не считает грузинский порт «ключевой составляющей Транскавказского нефтетранспортного коридора».
«Да, там существуют эстакады для заправки танкеров, но как таковых значительных потоков нефти в батумском порту не было, да и в масштабном сравнении 9,6 млн. тонн нефти в год - это небольшие объемы», - резюмирует Олег Егоров.
В деньгах ли дело?
Обсуждая участие казахстанской нацкомпании в других крупных нефтяных проектах, Алексей Логвин отметил роль «КазМунайГаза» в увеличении технико-экономического обоснования (ТЭО) расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Напомним, на днях «Транснефть» предложила сократить расходы на доработку ТЭО с $50 млн. до $20 млн. В свою очередь, компания Chevron предложила начать процесс финансирования, однако члены консорциума не поддержали данную инициативу, в том числе и «Транснефть». Позиция «КазМунайГаз» по этому вопросу пока неизвестна, сообщает «РБК.daily».
«Намерения участников консорциума вполне ясны, - считает г-н Логвин. – «Транснефть» просто пытается получить максимальную прибыль от прокачки нефти по КТК при минимальных затратах на ТЭО. Активность Chevron объясняется тем, что его в прошлом году ущемляли в правах». Поведение же «КазМунайГаза» Алексей Логвин объясняет причинами, понятными только изнутри переговорного процесса.
В свою очередь Наталья Мильчакова считает, что нацкомпания Казахстана просто избегает конфликта как с «Транснефтью», так и с Chevron, и этим объясняется выжидательная позиция страны. «И это правильно, - делится она, - в том отношении, что не надо торопиться инвестировать расширение ТЭО, потому как перспективность КТК внушает сомнения, учитывая тот факт, что несколько лет консорциум работает себе в убыток». Олег Егоров видит в такой позиции «КазМунайГаза» отсутствие средств на финансирование ТЭО.
«Сегодня компания уже и так вложилась в 3 крупных проекта, - говорит он. – Во-первых, доля в Кашагане была доведена до 16,81%, во-вторых, на Кумколе недавно было куплено 33% акций. Плюс ко всему на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе было приобретено 50% акций». Резюмируя все вышесказанное, Олег Егоров отметил, что сейчас «КазМунайГаз» просто не в состоянии финансировать еще какие-либо масштабные сделки.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.