Кто виноват и кого накажут?
Вашингтон создал комиссию по выяснению причин финансового кризисаНа прошлой неделе в Вашингтоне комиссия по выяснению причин фин...Вашингтон создал комиссию по выяснению причин финансового кризиса
На прошлой неделе в Вашингтоне комиссия по выяснению причин финансового кризиса FCIC провела свое первое общественное слушание. Первые обвиняемые, спровоцировавшие банкротства в финансовой системе США, – главы крупнейших финансовых компаний Уолл-Стрит. Напомним, что итоговый доклад о причинах финансового кризиса комиссия должна представить конгрессу 15 декабря 2010 года.
Генеральные директора крупнейших американских банков – Goldman Sachs, JP Morgan Chase и Morgan Stanley – Ллойд Блэнкфайн (Lloyd Blankfein), Джейми Даймон (Jamie Dimon) и Джон Мэк (John Mack) предстали перед комиссией Конгресса США и первыми дали свои показания. В их заявлении прозвучало, что главными причинами кризиса являлись слишком низкие ставки рефинансирования и недостаточные надзоры по управлениям риска со стороны компаний, занимающихся маркетингом и покупкой сложных финансовых продуктов.
В целом логично, что первыми в списке расследования стоят банкиры. Именно крупнейшие американские банки подверглись жесткой критике за то, что при управлении заемными средствами недостаточно хорошо оценивали возможные риски. Поэтому Фил Анджелидис (Phil Angelides), глава комиссии FCIC, демократ и экс-казначей штата Калифорния, обвиняет в необоснованной халатности финансовые фирмы Уолл-Стрит, которые к тому же в этом году планируют раздать своим сотрудникам бонусы за прошлый «неприбыльный» год.
Напомним, комиссия FCIC была создана весной 2009 года Конгрессом США. После был подписан специальный закон с мандатом на расследование 22 возможных причин кризиса – от ипотечного мошенничества до глобальных дисбалансов сбережений, которые могли быть поводом финансового кризиса, либо сделали его хуже. Стоит отметить, что комиссия FCIC была разработана по модели комиссии, расследовавшей причины теракта 11 сентября, и является более масштабной, чем любой другой комитет или «контролер», когда-либо созданный в разгар финансового кризиса и депрессии.
Тем не менее, бытует мнение, что такого рода комиссии как FCIC, как правило, не приводят никого в восторг. В частности, Глен Хастедт (Glenn Hastedt), профессор политических наук университета Джеймса Мэдисона, написавший книги о работе комиссии, расследующей трагедию 11 сентября, выразил свое мнение по поводу новой комиссий FCIC. По его мнению, политикам не следует ждать, пока комиссия FCIC выявит истинные причины кризиса, им уже стоит проводить соответствующие финансовые реформы. «Комиссия, расследующая теракт 11 сентября, просто-напросто убедила общественность в осведомленности правительства о грядущем терроризме. В чем тогда заключается главная цель в этой новой работе? Если она заключается в просвещении и убеждении, то комиссии делают это очень хорошо».
Несмотря на это, между комиссиями все же имеются некоторые существенные различия. Как отмечено на официальном сайте комиссии, во-первых, FCIC не придется иметь дело с президентом и его администрацией, которая находилась у власти, когда кризис набирал обороты. Во-вторых, важной разницей является то, что во время финансового кризиса большинство главных действующих лиц – банкиров являлись гражданами США, что сегодня облегчает расследование комиссии FCIC по вызову в суд вышеупомянутых личностей.
В-третьих, немаловажным отличием комиссий является прозрачность процесса. Поскольку речь шла о национальной безопасности, комиссия, расследующая теракт 11 сентября, проводила многие из своих заседаний при закрытых дверях. Завершением работы этой комиссии стал итоговый доклад. Комиссия FCIC будет проводить большую часть своих протокольных заседаний в общественных местах, и любая информация, которая будет получена в ходе следствия, будет доступна для всех.
Сегодня в комиссию FCIC входят десять членов Конгресса США, представляющих Демократическую и Республиканскую партии. Комиссионный бюджет составляет $8 млн., который позволяет привлечь для работы дополнительно 35 сотрудников.
Между тем, согласно свидетельским показаниям Ллойда Блэнкфайна, председателя и главного исполнительного директор Goldman Sachs Group, все проблемы начались с ипотечного рынка США. Проблема заключалась в том, что в устойчивый период дешевых кредитов и избыточной ликвидности результатом стало занижение ценности риска, что привело к массовому обвалу экономики – от домашних хозяйств и корпоративного сектора до государственного сектора экономики.
В своем письменном замечании, предоставленном комиссии FCIC, Шейла Бэр (Sheila Bair), председатель Федеральной корпорации страхования депозитов, отметила – этот кризис показал, что система компенсаций большинства финансовых учреждений не была связана должным образом с контролем факторов риска. «Указанные компенсации позволяют получить высокую краткосрочную прибыль, которая будет переведена к большой выплате бонусов, без какого-либо учета долгосрочных рисков», – добавила г-жа Бэр.
Между тем, Мари Шапиро (Mary Schapiro), председатель по ценным бумагам и биржам США, рассказала, что, по ее мнению, вызвало финансовый кризис. Ее слова приводятся на официальном сайте комиссии FCIC. «Это рост ипотечных секьюритизаций – процесс, первоначально рассматривающийся в качестве механизма сниженного риска; непреднамеренные облегчения стандартов гарантированного размещения ценных бумаг, андеррайтинга и чрезмерная вера инвесторов в кредитный рейтинг», – пояснила она.
«Бытующее мнение, что рынки в своем роде самокорректирующиеся, привело к уменьшению государственного регулирования кредитной системы финансовых рынков и, как результат, к понижению стандартов и нехватке финансовых ресурсов», – заключила Мари Шапиро.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.