Второе дыхание кинематографа
Эксперты считают 3D-картины главным трендом кинопрокатаКризис не повлиял на казахстанские киносборы в 2009 году. Об этом «Капита...Эксперты считают 3D-картины главным трендом кинопроката
Кризис не повлиял на казахстанские киносборы в 2009 году. Об этом «Капитал.kz» рассказал Бауржан Шукенов, исполнительный директор киноцентра «Арман». «В той сети, которой я руковожу, киносборы даже увеличились в два раза», – отметил он. Акиф Мирзаев, директор по маркетингу сети кинотеатров Kino Park, также говорит, что никаких проблем со сборами не возникло. «Более того, мы заметили рост порядка 30% в 2009 году против 2008 года», – подчеркнул он.
Как показывает статистика, это общемировой тренд. По данным РБК daily, сборы от проката кинофильмов продолжают расти во всем мире. Общий объем кассовых сборов в 2009 году вырос на 7,6% и достиг $29,9 млрд. К примеру, Американская ассоциация кинопроизводителей (MPAA) отмечает, что с 2005 года они выросли почти на треть. В Российской Федерации в прошлом году рынок показал незначительное падение.
В кинопрокатный бизнес весомый вклад внес Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором рынок вырос на 12,3%. Основную долю прибыли от проката фильмов обеспечили Япония и Китай. В Северной Америке кассовые сборы преодолели отметки в $10 млрд.
Немного другая картина в соседней России. Там рынок, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», в отличие от общемирового, потерял в 2009 году в киносборах около 5% – $766,17 млн. Между тем, количество зрителей, посетивших кинотеатры в прошлом году, выросло приблизительно на 4% и достигло 142,509 млн. человек. По прогнозам российских экспертов, 2010 год также может не показать роста.
«Хотя в целом киноиндустрия продолжает сталкиваться с огромными проблемами в других частях нашего бизнеса, сборы за 2009 год еще раз показали, что кино – сердце и душа нашего бизнеса – процветает», – подвел итоги года в отчете MPAA президент ассоциации Боб Пизано.
Что касается казахстанской киноиндустрии, то, по мнению экспертов, большие кассовые сборы были собраны после проката фильма «Рэкетир». «Вообще же, кассовые сборы казахстанских фильмов достаточно маленькие», – заметил г-н Мирзаев.
По мнению Бауржана Шукенова, в республике существуют проблемы цифровизации. «Пленка уходит в прошлое. По миру идет мощный цифровой кинопоказ. Теперь кинотеатрам нужно покупать цифровые кинопроекторы», – говорит эксперт. По мнению Акифа Мирзаева, в этом вопросе нужно разделять проблемы производства фильма и проблемы прокатного бизнеса. Что касается первого аспекта, то основным вопросом является недостаточное количество денег, выделяемых на кино, что не позволяет снимать мировые фильмы с большим бюджетом. «Проблемы прокатного бизнеса могут быть такими же, как и у всех – это финансирование», – подчеркивает директор по маркетингу сети кинотеатров Kino Park.
Весомый вклад в мировой кинопрокат этого года внес фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона. По данным boxofficemojo, картина собрала на сегодняшний день $2,6 млрд. Именно с этим фильмом эксперты связывают второе рождение 3D-картин. Казахстанские, российские и американские эксперты называют 3D главным «трендом» сегодняшнего кинопроката. «3D-кино – очевидный прогресс в индустрии развлечений сегодня – дало второе дыхание кинематографу и привело новых зрителей. Все больше открывается цифровых залов с возможностью показа 3D-картин, и рост сборов их в таком формате говорит о том, что зритель все больше предпочтения отдает именно 3D-кино», – сказал Дмитрий Литвинов, генеральный директор группы компаний «Планета Информ».
Г-н Шукенов также отмечает, что именно 3D -картины и новые технологии влияют на кинопрокат. Он полагает, что казахстанский зритель готов к 3D-домашним кинотеатрам, поэтому это вопрос денег. А кроме платежеспособности, это еще и вопрос времени, когда зритель готов смотреть 3D-картины дома, считает Акиф Мирзаев. «Придет время, когда это будет одним из нормальных атрибутов, как раньше был черно-белый телевизор, потом появился цветной. Домашний просмотр 3D-фильмов – это реальность, новый тренд на рынке. Вся планета переходит на 3D. К примеру, мы отдаем первое место фильму «Аватар»», – рассказал он.
Но домашние 3D-кинотеатры никогда не станут заменой кинотеатрам, показывающим 3D-картины, в данном плане прокатчикам опасаться нечего. «Этот вопрос был решен давно, с появлением DVD. Когда начало развиваться home-video, говорили, что люди перестанут ходить в кинотеатры. На сегодняшний день мы видим, что это совсем не так. Люди как ходили в кинотеатры, так и будут ходить», – говорит Бауржан Шукенов. Ведь кино в большом зале воспринимается совсем иначе, чем дома, и дело даже не столько в технологиях. В обществе смотреть фильм интереснее, чем индивидуально, играет роль реакция большого количества людей.
И какой бы дома ни был зал, он все равно меньше, чем в кинотеатре. «Оборудование, которое используется в кинотеатре, стоит около 100-120 тыс. евро. Кто готов поставить дома такое оборудование? Думаю, очень немногие. Эти деньги можно потратить на что-то другое, более адекватное. Кроме того, никто не будет выпускать фильм раньше, чем его покажут в кинотеатре. В первую очередь, фильм выходит на экраны. Конечно, можно не заплатить деньги и посмотреть фильм в интернете, но будет очень плохое качество. Ведь кинотеатры – это место, где можно посмотреть фильм и отдохнуть со своей семьей, получить гарантированное качество обслуживания и удовольствие», – заключил Акиф Мирзаев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.