Камень образовательного преткновения
Насколько казахстанское образование оторвано от реальности?Два лучших казахстанских вуза будут отмечены в рейтинге мировых униве...Насколько казахстанское образование оторвано от реальности?
Два лучших казахстанских вуза будут отмечены в рейтинге мировых университетов. Однако пока эксперты в области образования не делают никаких прогнозов относительно того, какие университеты могут стать фаворитами и пользоваться международным признанием. Зоя Зайцева, операционный директор QS World MBA Tour, рассказала «Капитал.kz», что в 2009 году была начата довольно активная работа по привлечению казахстанских университетов к участию в рейтингах. Она была начата как со стороны казахстанского образовательного сообщества, так и со стороны компании QS, которая публикует рейтинг Times Higher QS World University Ranking 2009.
По словам г-жи Зайцевой, в результате прошлогодних усилий был проведен аудит 6 казахстанских вузов, из которых 4 прошли его, а потом попали в top-700 вузов мира. С одной стороны, 700 – это не так уж почетно, как скажем, 500 или 200, но, учитывая, что всего учебных заведений более 17000, в принципе это не так уж и плохо. Евразийский Национальный университет им. Гумилева вошел в top-600, три других (Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Казахский Национальный технический университет им. Сатпаева, Карагандинский Государственный университет им. Букетова) попали в следующую сотню. «Кто из них окажется в top-списках, сказать трудно, все зависит от поддержки работодателей и бюджетной помощи как государства, так и альтернативных источников. Финансовая помощь связана не только с улучшением инфраструктуры, казахского, русского языка, английского, но и с привлечением бюджета», – считает она. Также в Казахстане должна происходить стимуляция исследователей, научных сотрудников на английском языке в международных журналах, которые анализируются международными рейтингами при оценке любого университета.
На правительственном часе в Мажилисе РК Жансеит Туймебаев, министр образования и науки, сообщил, что к 2015 году 10% казахстанских вузов пройдут международную аккредитацию, а к 2020 году два университета Казахстана будут отмечены в рейтинге лучших мировых университетов.
Арнур Мамытбеков, руководитель пресс-службы Международной академии бизнеса (МАБ), знает, когда их вуз попадет в 200 лучших школ бизнеса в мире. «Это произойдет до 2019 года – в соответствии со стратегией развития Международной академии бизнеса. На мой взгляд, претендовать на вхождение в мировые рейтинги в Казахстане могут Казахский Национальный и Карагандинский университеты, поскольку у нас было только два университета в советское время, остальные – это институты, преобразованные в университеты. Эти два вуза с самого начала имели самое большое преимущество – соответствующую материально-техническую базу, профессорско-преподавательский состав, имидж лучших вузов Казахстана», – говорит эксперт. Однако почему Карагандинский или Казахский Национальный университет не стали аналогом, например, МГУ или МИФИ, нужно спрашивать у тех, кто руководил этими университетами. «Конечно, недостает финансирования, но ведь руководство этих вузов могло бы привлечь финансирование у бизнеса. Но оно же не идет в бизнес, оно ждет, когда бизнес придет к нему»,– добавляет г-н Мамытбеков.
Зоя Зайцева уверена, что казахстанские университеты заслуживают более пристального внимания. «Классическое образования Казахстана имеет хорошее наследие с советских времен, достаточно неплохой потенциал для развития. Другое дело, когда многие программы содержат очень много теории и оторваны от реальности, то есть образование ведется, опираясь на старые учебники, многие практические дисциплины ведутся теми людьми, которые сами не имеют подобного опыта. Это один из камней преткновения, и на него следует обратить внимание в первую очередь. Затем нужно развивать международные связи и повышать узнаваемость казахстанских ученых», – считает эксперт.
Чтобы казахстанские университеты стали популярными во всем мире, надо решать сложившиеся проблемы в сфере образования. По мнению Геннадия Гамарника, ректора университета Международного бизнеса, к числу актуальных проблем можно отнести дефицит государственных образовательных грантов для одаренных детей, желающих поступить в вузы. Что касается высшего и послевузовского образования, то здесь необходимы кардинальные перемены во взаимоотношениях с работодателями. «Они должны выступать не просто потребителями, но активно работать в тесной взаимосвязи с вузами в развитии бизнес-образования и выступать инициаторами создания корпоративных университетов. В этом отношении нам следует ориентироваться на системы образования США и Западной Европы»,– комментирует Геннадий Гамарник.
Проблема, по словам г-на Мамытбекова, заключается в отсутствии системы оценки качества. В Казахстане долгие годы не проводилась национальная аккредитация. «8 лет назад такую спешно организовали, естественно, это была кампанейщина. Все это поняли – и перестали опираться на аккредитацию. И лишь недавно начали воссоздавать ее заново. Но 8 лет – это потеря в оценке качества образования. Аттестация лишь повторяет лицензирование, она не является, по большому счету, оценкой качества образования», – говорит эксперт. Однако в декабре 2009 года положение улучшилось. Появилось немало специалистов, прошедших обучение в России, на Западе, много предлагается специализированных, тренинговых курсов, открываются новые школы бизнеса. Г-н Мамытбеков говорит, что по программе МВА предостаточно предложений, «но здесь есть интересный момент: программы МВА есть почти в каждом зарубежном университете. У нас же такие программы – это нечто отдельное от университета». По его мнению, получается, что наши вузы не воспринимают рыночную экономику и не могут учить бизнесу. Они сосредотачиваются на подготовке теоретических магистров, будущих педагогов, но не МВА – будущих менеджеров и бизнесменов. У нас не происходит синергетического становления бизнес-образования, когда школы бизнеса вместе работают, перенимают опыт, общаются на конференциях, когда они друг друга дополняют. «Наоборот, каждый идет автономным путем, снисходительно посматривая на то, что происходит рядом. То есть Graduate бизнес-образование, дипломное бизнес-образование у нас все-таки не очень развито. Тренинговое направление развито хорошо, а Graduate – не очень. И связано это с тем, что вузы сегодня далеки от практического бизнеса», – считает Арнур Мамытбеков.
В зависимости от того, какие шаги предпримет Казахстан, будет понятно: останутся ли отечественные университеты на том же уровне (со старой методикой преподавания) или будут отвечать современным, мировым требованиям. Г-жа Зайцева полагает, что проект нового астанинского университета Назарбаева является таким ответом на разрыв между международным образованием и тем, что наблюдается в Казахстане. То есть тот факт, что туда планируется привлекать лучших профессоров, закладывает дальнейшую основу для развития потенциала. «Если взять уровень бизнес-школ, то можно посмотреть на пример Сколково, можно провести параллель. Бизнес-школа была создана при поддержке государства на насущную потребность обучать российский менеджмент на качественном, международном уровне без отрыва от российских реалий. И сегодня они уже добились признания на международном уровне, которое отображается в том, что 30% студентов первого набора являются гражданами не России и не стран СНГ, а представляют такие страны как США Германия, Индия Австралия. То есть несмотря на то, что Сколково не находится в рейтингах, студенты видят потенциал и едут сюда спокойно», – подчеркивает она. То же самое может случиться в Казахстане, если университеты предпримут своевременные элементарные шаги.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.