Мировой рынок халяльной продукции и услуг приближается к $3 трлн в год, из них более $1 трлн приходится на продукты питания, что составляет 15% мирового рынка продовольствия, сообщил глава российской Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин на 12-й сессии Российско-Арабского делового совета во вторник в Москве. Об этом передает Интерфакс-Казахстан.
По его словам, потребителями этой продукции являются 2 млрд мусульман, а также представители других вероисповеданий и конфессий. В России проживает 18 млн мусульман. Как отметил Сергей Юшин, производство и экспорт халяльной продукции даёт хорошие перспективы для дальнейшего развития отечественного сельского хозяйства.
"Дальнейшее развитие отечественного сельского хозяйства невозможно без выхода на внешние рынки. Российский экспорт растет очень быстрыми темпами, в прошлом году он приблизился к отметке в $26 млрд, - сказал он. - И совершенно справедливо мы смотрим в направлении арабских стран. Не только потому, что они логистических расположены очень удачно по отношению к нашей стране. Но многие из них представляют быстрорастущие и динамичные рынки с большим потенциалом. С другой стороны, мы отмечаем интерес предпринимателей и правительств арабских государств к расширению сотрудничества с Россией".
По словам Сергея Юшина, многие российские предприятия уже на этапе проектирования закладывают технологические процессы для производства продукции, которая сможет получить сертификаты "халяль". Сославшись на исследования Высшей школы экономики, он сообщил, что в среднем число российских компаний в халяльном секторе растёт на 15-20% в год. В частности, в Ставропольском крае более 30 пищевых предприятий имеют сертификаты "халяль", сообщил министр сельского хозяйства региона Владимир Ситников.
По его словам, большие перспективы на рынках арабских стран имеет российская баранина - Ставрополье уже отправило на них около 4 тыс. тонн баранины. "Но рынок безграничен, а вопросы воспроизводства в этих странах стоят очень остро,- сказал он. - Зато в Ставропольском крае действует 17 племенных заводов в сфере овцеводства. Мы призываем инвесторов из арабских стран к сотрудничеству".
Между тем в мусульманском мире Россия пока не воспринимается как страна, поставляющая значительные объёмы халяльной продукции. Опрос, проведённый ВШЭ в ряде стран, где преобладает мусульманское население, показал, что российская халяльная продукция знакома не более 3% опрошенных.
"С одной стороны, это факт тревожный, но с другой - обнадеживающий, то есть нам есть к чему стремиться", - считает Сергей Юшин.