USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.46$
+0.150
BTC
64455.50$
-150.400

Что станет самым перспективным IPO 2019 года

Михаил Крылов, директор аналитического департамента «Golden Hills – КапиталЪ АМ», рассмотрел основные варианты развития событий

Share
Share
Share
Tweet
Share
Что станет самым перспективным IPO 2019 года- Kapital.kz

Автор: Михаил Крылов, директор аналитического департамента «Golden Hills – КапиталЪ АМ»

Крупнейшие размещения 2019 года, вероятно, будут предложены инвесторам со значительным дисконтом к цене на последнем раунде частного финансирования, для того чтобы сформировать запас прочности перед возможной угрозой со стороны сочетания человеческого фактора и интернета.

Из IPO в США в этом году самыми крупными будут размещения Uber и Lyft. Основным риском этих двух компаний остаются люди. 20 февраля 45-летний водитель Uber в Мичигане сбил шестерых и ранил еще двоих человек во время поездки. Как принято говорить в таких случаях, всего этого можно было избежать. Обычно водители недовольны структурой оплаты и изменениями системы бонусов, хотя у инвесторов может быть намного больше причин для беспокойства.

В Америке, мнение которой важнее всего перед IPO на биржах Nyse и Nasdaq, Lyft и Uber позиционируют себя как подряды, на которых можно зарабатывать до $35-40 в час. Много они платят или мало, люди все равно занимаются извозом. Не хотели бы – не работали бы. По мере инфляции может быть все больше негативных отзывов из-за зарплаты.

В США фирме Lyft с октября 2018-го пришлось на нескольких рынках снизить бонусы до $300-400. Затем подтянулся и Uber, уменьшив дополнительную компенсацию в некоторых штатах Америки до $175. При этом одно время ИИ-сервисы такси были известны среди любителей наживы тем, что стартовый бонус мог достигать до $2500. На этом маркетинговом ходе компания привлекала сотрудников и увеличивала масштаб. В рекламе американского Uber водителям обещали, что, помимо бонуса, который начисляется сверх заработка, есть гарантии получить столько-то денег, проехав то или иное расстояние. Это оказался небольшой бонус за старт, а потом – возможность оптом вступить с Uber в подряд по километражу и получить деньги, которые разблокируются при покрытии расстояния. Сегодня у ИИ-сервисов такси все больше известности, но все меньше она позитивная.

Опасность долгосрочных инвестиций в Uber и Lyft видится в финансировании страховки со стороны кредитных учреждений и сервисов такси. Страховое покрытие у Uberа и Lyft достигает $1 млн на происшествие в поездке, при наличии персональной страховки сами сервисы возмещают полную стоимость ущерба до $1 тыс. Риск в том, что с течением времени может выясниться что-то новое касательно взаимодействия со страховщиками и банками. Пока о происшествиях неизвестно, люди охотно идут работать в Uber и Lyft, но мы не можем быть уверены в том, что так будет всегда.

Повлияет ли это на бизнес-модель компаний? Она, конечно, гибкая и адаптируемая, но Lyft по-прежнему берет с каждой поездки комиссионные около 20% и Uber – около 25% в зависимости от региона, плюс сборы за бронирование поездки, обычно около $1-3 в зависимости от местности и сервиса. При этом, по подсчетам TNC, общие доходы Uber с коротких поездок по мегаполису типа Сан-Франциско могут достигать 42,75%, а средние – все же порядка 30% (узнаем точнее из проспекта ближе к размещениям). В обмен на это оба сервиса такси предлагают водителям и пассажирам комфорт. Но торговать комфортом сложно, особенно когда каждый из миллионов пассажиров может оставить отзыв. Как известно, в отзовиках часто преобладает негативная информация. Можно по-разному относиться к таким сайтам, тем не менее вызывает опасение то, что негативный рассказ о поездке может повлиять на котировки после IPO. Тот факт, что компании становятся публичными, означает, что они сильно уверены в качестве, но как это возможно, если за них услуги оказывают подрядчики.

Комфорт для водителей заключается в том, что мобильное приложение на основе результатов обработки данных с помощью искусственного интеллекта присылает оповещения о районах с повышенным спросом, позволяет ориентироваться на местности, например, находить нужный подъезд и вход в дом, а также предельно прозрачно перечисляет заработанные деньги и отслеживает достижение личных финансовых целей. После IPO мы многое узнаем о том, как видят ситуацию сами водители и стоит ли с их точки зрения комфорт, который дает Uber, процента располагаемого дохода, остающегося сервисам такси.

Есть некоторый риск того, что ИИ-сервисы такси, собрав солидную базу водителей-подрядчиков, начнут перетягивать одеяло на себя. По данным TNC, за 5 лет километраж, который нужно проехать для того, чтобы заработать $10 на Uber в Калифорнии, вырос вдвое. В кризис водители зарабатывали минимальный оклад за рулем Uber, но сегодня доходы тех, кто берется за короткие поездки, не дотягивают до минимума, и многим из них выгоднее будет устроиться кассирами в Amazon.

Все это показывает, что с точки зрения потенциальных инвестиций есть ряд аспектов, которые стартапам такси не помешает исправить, для того чтобы отвечать чаяниям потенциальных инвесторов. Пока отметим, что, несмотря на потенциал роста, Uber и Lyft сильно рискуют, когда идут на pre-IPO, так как ухудшение репутации среди пользователей услуг способно вызвать переосмысление ценности вложения со стороны крупных финансовых институтов.


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.