Уходящий год оказался крайне противоречивым в первую очередь для валютного рынка. Многие в очередной раз пророчили крах евро, а на деле все получилось наоборот. Какие еще любопытные моменты остались в истории?
В конце прошлого года любителей «хоронить» евро было, как всегда, достаточно, и это вполне обоснованно. Федеральная резервная система США начала повышать ставки и собиралась сделать это еще несколько раз, а ЕЦБ, напротив, продолжал стимулы, скупая огромное количество активов с финансового рынка. К тому же в Европе должны были пройти выборы, и это добавляло напряженности, пишет vestifinance.ru.
Напомним, 2016 год пара EUR/USD заканчивала в районе отметки 1,04, то есть на минимумах за последние 14 лет. Большинство экспертов ожидали дальнейшего падения и достижения паритета евро с долларом.
Однако на деле все пошло не так, и год евро заканчивает ростом примерно на 15%, торгуясь в непосредственной близости от максимумов года. Сложно назвать экспертов, которые предсказывали бы такой итог. К слову, впервые за долгое время в этом году обошлось без греческой драмы.
Если вспомнить, о чем, подводя итоги 2016 г., говорили эксперты «Россия 24», можно вспомнить рассуждения на тему центробанков и их снижающейся роли.
Речь шла о том, что независимость ЦБ постепенно сходит на нет и их влияние на рынок уже не так велико, как раньше. Рынок все больше обращает внимание на фискальные стимулы и, следовательно, на политические события. Отчасти эти слова нашли подтверждение. Участники рынка практически перестали реагировать на действия ФРС. Американский регулятор повышал ставки, а финансовые условия на рынке только смягчались.
Внимание скорее было приковано к реформам Трампа, однако его противостояние с Конгрессом США привело к тому, что он практически ничего не успел сделать. Единственное, правда очень важное событие для Трампа, произошло в конце года: налоговая реформа все же была принята.
И хотя все ожидали, что данная реформа спровоцирует роста доллара, пока этого не произошло. Пока доллар падает. Кроме того, необходимо отметить, что ЕЦБ объявил о начале так называемого tapering, то есть поэтапного сокращения объема выкупа активов, что само по себе является ужесточением.
Пока как раз все происходит не совсем так, как ожидали эксперты. Рынок не слишком верит в ускорение американской экономики, соответственно не верит и в дальнейшее повышение ставок ФРС.
Еще один сюрприз этого года — британский фунт, которому также пророчили крах. Но фунт, как и евро, продемонстрировал рост — примерно на 10%. Brexit оказался не так страшен для рынков, как выглядело на первый взгляд, да и сам процесс слишком сильно затянут во времени.
Кроме того, фунт и евро имеют определенную корреляцию, и вполне логично, что обе эти валюты в этом году росли против доллара. Было бы странно, если бы они двигались разнонаправленно.
Нельзя не отметить и тот факт, что в ноябре Банк Англии впервые за десятилетие повысил процентные ставки. Решение оспаривалось как в самом Банке Англии, так и вне его, и, возможно, это свидетельствует о большей обеспокоенности в связи с недостатком инфляционного давления, чем в связи с явными трудностями Великобритании в попытке покинуть Европейский союз без конкретного плана. По итогам ноябрьского заседания Банк Англии принял решение повысить базовую процентную ставку на 0,25 п. п. до 0,5% годовых. Безусловно, это оказало поддержку фунту, но, как было сказано выше, отсутствие высокого уровня инфляции не дает рынку возможности ожидать дальнейшего повышения. Кстати, в декабре Банк Англии сохранил ставку на уровне 0,5%.