Vestifinance опубликовал список самых слабых экономики мира. Страны испытывают серьезные проблемы с финансами, пытаясь восстановить потери от военных конфликтов или разрушений, понесенных в результате природных бедствий.
Отдельные из перечисленных стран не входят в число самых бедных экономик мира (в частности, по показателям ВВП и/или ВВП на душу населения) и по итогам 2017 г. могут показать положительную динамику ВВП.
Тем не менее многие из них столкнулись с макроэкономическими (а также геополитическими и природными) шоками, которые привели к двузначному падению ВВП. Ряд из обозначенных стран напрямую вовлечены в вооруженные конфликты, фактически являясь театрами военных действий для более крупных иностранных государств, а также сосредоточения террористических группировок.
Суверенитет, экономика и финансовый сектор этих стран по итогам 2017 г. остались в плачевном состоянии. Ряд стран могли называться сравнительно преуспевающими (на региональном уровне), сохраняя социально-политическую стабильность и показывая заметно более высокие темпы экономического роста в период 1998—2008 гг. и ранее.
Обладая сравнительно достаточным уровнем ресурсов и большими территориями, ряд из этих стран в дальнейшем рискуют оказаться в компании таких беднейших государств, как Свазиленд, Суринам, Гаити, Чад, Мозамбик и ряд других.
Южный Судан
Появление на карте мира Южного Судана стало одним из последствий Арабской весны 2011 г., в результате которого ряд стран раскололись на части, утратив контроль за прежними территориями и испытав серьезное падение жизненного уровня населения. Южный Судан объявил о независимости от Судана в 2011 г. После разделения оба государства вели боевые действия против друг друга в приграничных районах и по-прежнему настроены враждебно и сохраняют взаимные экономические и территориальные претензии. В последние годы в Южном Судане обострился вооруженный конфликт между правительственными силами и этнической группы нуэр (один из крупнейших племенных союзов Восточной Африки) «Белая армия».
В декабре 2017 г. стороны гражданского конфликта Южного Судана заявили о подписании очередного перемирия. Из 193 стран, по которым МВФ предоставляет данные, Южный Судан показывает худшие темпы роста ВВП за последние годы.
По итогам 2017 г. Южный Судан, по предварительным оценкам, останется в рецессии. В целом за последние 6 лет ВВП Южного Судана, по данным МВФ, в среднем ежегодно падает на 10,2%. В декабре 2017 г. в ООН призвали страны мира выделить $1,72 млрд для гуманитарной помощи 6 млн жителей Южного Судана.
Ливия
Пример Ливии наглядно демонстрирует условность оценки реального состояния экономики страны только с помощью экономических данных. По оценкам МВФ, в период 2008—2017 гг. ВВП Ливии в среднем «рос» на 1,3%. При этом за последние 6 лет Ливия оказалась одной из немногих стран в мире, кто показал трехзначный рост ВВП (более 100%). Восстановление определенных частей Ливии (в основном связанных с нефтяной промышленностью) формально позволило Ливии добиться впечатляющих результатов в росте ВВП.
На самом деле, подобная аберрация в экономических показателях Ливии с учетом реального положения скорее говорит о том, что страны, испытавшие двухзначное (или даже трехзначное) изменение в ВВП, в силу определенных факторов столкнулись с частичной или полной утратой политического и экономического суверенитета.
Став одной из первых жертв «демократических преобразований» в ходе Арабской весны, в настоящее время Ливия расколота на несколько частей, на территории страны действуют три правительства.
За последние годы в Ливии резко участились теракты, зачастую на объектах энергетической инфраструктуры — с атаками НПЗ и взрывами магистральных газопроводов.
Помимо столкновений между отрядами лояльными властями в Триполи и Тобруке, на территории Ливии резко возросла активность террористических группировок, в том числе ИГИЛ. По оценкам ряда экспертов, в ближайшие годы террористы будут активнее использовать Ливию как убежище и как отправной пункт для проникновения в Европу и осуществления терактов в европейских городах.
Сирия
Правительственные силы Сирии при активной поддержке России и Ирана смогли избежать поражения в самом затяжном военном конфликте современности, по продолжительности превысившем Вторую мировую войну. Различные террористические группировки, включая ИГИЛ и ряд других, утратили сколько-нибудь значимое присутствие в стране. Тем не менее официальный Дамаск не контролирует всю прежнюю территорию Сирии.
Боевики продолжают атаковать объекты инфраструктуры Сирии. В конце декабря 2017 г. в результате подобной атаки, по данным сирийских СМИ, была выведена из строя ТЭЦ в районе населенного пункта Зара, которая обеспечивала электроэнергией провинции на севере и северо-западе Сирии, в том числе прибрежные Тартус и Латакию.
Помимо сохраняющихся анклавов с присутствием различных группировок вооруженных боевиков из так называемой «умеренной оппозиции», в стране без разрешения правительства Сирии и/или мандата Совета Безопасности ООН находятся войска Турции и США.
Оценки по ВВП Сирии с учетом продолжающегося военного конфликта остаются весьма приблизительными и существенно разнятся у разных источников. По оценкам Всемирного банка, в период с 2011 г. по конец 2016 г. общие экономические потери Сирии составили $226 млрд. В МВФ (PDF) считают, что в период с 2010 по 2015 гг. Сирия лишилась более 75% своего прежнего ВВП. В среднем показатель упал с $60 млрд в 2010 г. до $14 млрд в 2015 г.
По сравнению с текущей ситуацией, когда большая часть населенных пунктов страны и промышленных объектов Cирии подверглась значительным разрушениям, в период с 1999 по 2008 гг. сирийская экономика показывала вполне приличные темпы роста — в среднем, по данным МВФ, они составляли 3,4%.
Йемен
Йемен на сегодня остается в возможно наиболее уязвимом положении даже по сравнению со многими наиболее слабыми экономиками мира: обстановка в этой некогда сравнительно благополучной стране остается крайне тяжелой. По оценкам Всемирного банка, в 2017 г. ВВП Йемена сократился на 37,5% за два года с 2015 г. Ситуацию в Йемене, как и в Ливии, некорректно оценивать лишь с точки зрения экономических данных: страна разделена на сферы влияния разных группировок.
Военный конфликт в Йемене с различной степенью интенсивности между суннитскими властями, которых поддерживают Саудовская Аравия, США, ОАЭ и ряд других арабских стран, и шиитско- зейдитским движением «Ансар Алла» продолжается уже с 2004 г. — смерти лидера движения Хусейна аль-Хуси после начала «антитеррористической операции» правительственных сил против «Ансар Алла». Помимо этого в стране в ряде регионов страны также закрепились боевики террористической группировки «Аль-Каида» (запрещена в РФ).
«Правая сторона» (для жителей Северной Аравии в древности, «аль-Йаман», в противоположность Сирии — «аш-Шам» — «левая сторона», или «счастливая» («йаман»); «Счастливая Аравия», «Арабиа Феликс», как ее называли в Риме), расположенная вблизи стратегически важного Баб-эль-Мандебского пролива, соединяющего Европу и Азию с Австралией, сегодня фактически уже превратилась во «второе Сомали».
По оценкам Международного Красного Креста, в Йемене на сегодня разворачивается «худший гуманитарный кризис на планете».
В стране идет эпидемия холеры. По оценкам ООН, сделанным в декабре 2017 г., число случаев потенциального заражения холерой в стране достигло 1 млн. В ООН также заявили о том, что более 10 млн жителям страны угрожает голод.
29 декабря 2017 г. несколько агентств ООН — Всемирный детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная организация здравоохранения и Всемирная продовольственная программа (ВПП ООН) — выступили с совместным заявлением, отметив, что «Йемен уже перешагнул этап от быстрого ухудшения кризисной ситуации к растущей катастрофе».
Пуэрто-Рико
Экономика Пуэрто-Рико остается в рецессии уже на протяжении 11 лет начиная с 2006 г. — подобное состояние фактически считается экономической депрессией. В мае 2017 г. власти Пуэрто-Рико объявили о дефолте по облигациям на $70 млрд.
Ближе к концу прошедшего года свободная ассоциированная территория пережила экономический шок от урагана «Мария», ударившего по острову 20 сентября 2017 г.
Издание New York Times привело результаты исследования Соломона Хсянга, профессора Калифорнийского университета в Беркли, и Тревора Хаузера, партнера консалтинговой компании Rhodium Group.
По их оценкам, падение ВВП Пуэрто-Рико в 2017 г. в итоге составит 21%. Подобный ущерб, нанесенный пуэрториканской экономике «Марией» всего за 12 часов в сентябре 2017 г., по масштабам сопоставим с экономическим спадом, которые испытывали отдельные страны Азии, а также американские штаты в течение нескольких лет после финансового кризиса.
По состоянию на 26 декабря 2017 г. спустя более 3 месяцев после того, как ураган ударил по Пуэрто-Рико, восстановлено 69,8% генерирующих мощностей Государственной энергетической компании (Autoridad de Energía Eléctrica, AEE). Об этом в частности свидетельствуют данные сайта отслеживающий восстановление после урагана.
Основная доля восстановленной генерации пока сосредоточена в столице Сан-Хуане. Части острова по-прежнему остаются без электричества. Ряд опубликованных видео демонстрируют сохраняющиеся разрушения в энергетической инфраструктуре Пуэрто-Рико в конце декабря 2017 г.
В интервью изданию El Nuevo Dia в октябре 2017 г. Хосе Хоакин Вильямил, глава консалтинговой компании Estudios Técnicos заявил о том, что население Пуэрто-Рико в следующие 10 лет упадет ниже 3 млн человек до уровня 1970-х гг., отметив, что острову потребуется много времени на восстановление: «Пуэрто-Рико будет очень долго восстанавливаться от произошедшего. Мы всегда будем тем, чем мы всегда были — бедным островом. Но теперь нам придется признать, что мы бедный остров, чего мы не хотели признавать раньше».
Венесуэла
Экономика Венесуэлы в 2017 г. показала антирекорд по инфляции. Темпы роста цен в стране еще в 2016 г., по оценкам МВФ, достигли 254,4%. Одной из основных причин ускорения инфляции в Венесуэле стала, по многим оценкам, эмиссия необеспеченных средств, которую предприняли власти для стимулирования экономики после обвала нефтяных цен, начавшегося в середине 2014 г.
В 2017 г. в стране заметно накалилась политическая обстановка, с противостоянием президента Николаса Мадуро и оппозиционной коалиции, которая сохраняет контроль над Национальной ассамблеей (парламентом страны).
Ряд чиновников и представителей промышленных и финансовых кругов Венесуэлы заявили о том, что по итогам 2017 г. уровень инфляции в стране превысит 2000%.
Президент Федерации торговых и промышленных палат и ассоциаций Венесуэлы Карлос Ласаррабаль в середине декабря 2017 г. в комментариях журналистам отметил, что Венесуэла вошла в стадию гиперинфляции: «Это драматичная ситуация. Все мы одинаково теряем капитал, власти каждый год увеличивают объем ликвидности на 900%. Это основная причина инфляции».
Глава комитета по финансам Национальной ассамблеи заявил о том, что из-за эмиссии необеспеченных денег, темпы инфляции по итогам этого года превысит 2000%. По оценкам его заместителя Анхеля Альварадо, за 11 месяцев 2017 г. темпы инфляции достигли 1369%.
30 ноября 2017 г. были арестованы бывшие руководителей нефтяной отрасли Венесуэлы. Всего было задержано 65 человек, включая экс-министра нефти Эулохио Антонио дель Пино Диаса и бывшего генерального директора госкомпании PDVSA Нельсона Мартинеса.
По состоянию на конец декабря в Венесуэле прекратили работу 80% нефтеперерабатывающих заводов. Об этом заявил глава профсоюза работников нефтяной промышленности страны Иван Фрейтес. По его словам, в Венесуэле практически прекратилось производство бензина, особенно с высоким октановым числом.
Госдолг Венесуэлы, включая обязательства PDVSA, по разным оценкам, составляет от $100−150 млрд, при этом объем золотовалютных резервов в 2017 г. сократился до $10 млрд.
Украина
Пример Украины также говорит об условности оценок экономики только на основе экономической статистики в отрыве от геополитического контекста, а также реальных возможностей властей страны влиять на происходящее.
После резкого спада в 2014 и 2015 гг. украинская экономика смогла возобновить рост в 2016 г. и, по предварительным оценкам, ВВП страны также повысится и в 2017 г.
Тем не менее, Украина входит в число самых слабых экономик в мире по целому ряду факторов — продолжающейся войны в Донбассе, негативной ситуации в финансовом секторе и отсутствии возможности проводить собственную социально-экономическую политику.
В конце октября младший управляющий директор группы финансовых институтов Moody’s Ярослав Совгира заявил о том, что в 2017—2018 гг. ВВП на душу населения Украины будет оставаться самым низким среди стран СНГ.
Из-за низкой платежеспособности населения украинская экономика также продемонстрировала антирекорд по проблемным кредитам. По данным отчета Национального банка по финансовой стабильности, по доле проблемных кредитов (non-performing loans, NPL) Украина обогнала Экваториальную Гвинею (28%, 2016 г.), Грецию (37%, 2016 г.), Нигерию (38%, 2010 г.), Афганистан (50%, 2010 г.) и ряд других государств.
Ближе к концу 2017 г. у Украины заметно обострились отношения с Венгрией и Польшей — в связи с не экономическими факторами, однако с потенциально негативными экономическими последствиями. Власти стран Восточной Европы начали открыто заявлять о том, что будут блокировать действия Украины по «евроинтеграции» при текущей героизации нацизма и террористических организаций, а также дискриминации по языковому признаку.
В середине декабря 2017 г. в Национальном банке Украины заявили о том, что без новых кредитов со стороны МВФ страна не сможет платить по уже существующим долгам.
Италия
Настоящий аутсайдер последних лет среди всех развитых стран мира, за последние годы хронически испытывающая серьезные проблемы в экономике и финансовом секторе.
В 2017 г. ситуация в экономике и финансовом секторе Италии несколько улучшились — снизилась безработица и выросло промышленное производство (в особенности в северных регионах). В прошедшем году власти Италии были вынуждены провести рекапитализацию Monte Paschi, старейшего банка страны, а также ряда других банков (в частности, Banca Popolare di Vicenza и Veneto Banca). На балансе итальянских банков остается большой объем проблемных активов (по ряду оценок, в объеме €174 млрд)
Прямым отражением слабости итальянской экономики является сохраняющаяся политическая нестабильность в стране. Одна из ключевых экономик еврозоны завершила 2017 г. без парламента, в очередной раз досрочно прекратившим свою работу.
В долгосрочном плане Италии потенциально грозит «каталонский сценарий» по примеру Испании. В более успешных в экономическом плане провинциях Ломбардия (Милан), Лигурия (Генуя) и Венето (Венеция) в последние годы заметно выросли поддержка партии «Лига Севера» (Lega Nord).
В октябре 2017 г. граждане Ломбардии и Венето на референдуме проголосовали за предоставление им большей автономии. В дальнейшем данный процесс может продолжиться и привести к выходу северных регионов из состава Италии.