В марте этого года министр финансов США Стивен Мнучин в интервью изданию Axios сообщил, что «искусственный интеллект лишит людей работы только через 50−100 лет». Это могло бы быть правдой, но годом ранее администрация Обамы выпустила отчет о том, что автоматизация и искусственный интеллект могут повлиять на работу 9−47% рабочих в течение следующих 10−20 лет. На голову Мнучина сразу посыпались комментарии, осуждающие его точку зрения. Многие представители ИТ-индустрии обвинили политика в недальновидности. «Одна из самых ошибочных вещей, которые я слышал от администрации Трампа», — сказала футурист Эми Веб. Инди-девелопер Брайн Мюллер и вовсе назвал высказывание Мнучина «опасно некомпетентным». Прогнозы Минфина действительно кажутся недостаточно серьезными, особенно если учитывать, что некоторые заводы и предприятия сокращают сотрудников, заменяя их роботами. Аналитики из Международной ассоциации юристов вообще предложили ввести квоты на рабочие места для людей и создать маркировку товаров «Сделано человеком». Хендмейд в буквальном смысле этого слова. «Капитал.kz» разбирался, грозит ли человечеству повальная безработица и на кого ляжет юридическая ответственность за несчастные случаи с использованием новых технологий.
Куда пойти, куда податься
Долгое время страной с самой низкой оплатой труда оставался Китай. Учитывая растущее население и большой разрыв между богатыми и бедными слоями общества, страна была идеальным местом, куда компании переносили свои предприятия. От такого положения дел выигрывали все: компании экономили на дешевой рабочей силе, а у самих рабочих было на что жить. Но со временем оплата труда рабочих в Поднебесной стала расти. В 2016 году показатель оплаты труда в Китае стал выше, чем в странах Латинской Америки, и уже быстро приближается к уровню периферийных стран еврозоны, то есть Греции или Португалии. Опасаясь, что производители начнут покидать страну, Китай решил активно наращивать производство роботов. В прошлом году эта страна увеличила производство промышленной робототехники на 34,3% и достигла отметки в 72,4 тыс. единиц техники. В рамках госпрограммы, которая сейчас действует в Китае, страна намерена увеличить объем продаж роботов для сферы услуг к 2020 году до $4,6 млрд. Труд становится дороже, а технологии — дешевле.
Первыми, кто попал под «огонь» автоматизации, стали рабочие фабрик. Компании в поисках сокращения расходов стали использовать новые технологии, включая искусственный интеллект и робототехнику. Почти классикой жанра стал Foxconn, который еще в 2011 году объявил, что сравняет количество роботов и живых сотрудников на своих заводах. Уже через пять лет (в 2016 году) производитель деталей для IPhone выполнил обещание. Компания заменила более половины своих сотрудников (60 тыс. человек) роботами. По словам аналитиков из Международной ассоциации юристов, «промышленный робот обходится дешевле китайского рабочего. При этом он не болеет, ему не нужно растить детей, он не бастует и не нуждается в отпуске или выходных». При таких условиях компаниям выгоднее покупать роботов, а не использовать ручной труд.
Успеть за диджитализацией
С увеличением роботов на производстве аналитики и специалисты в этой области обращают внимание на то, в каком бесконтрольном с точки зрения законодательства рынке сейчас развивается и внедряется робототехника. Повышение автономии роботов вызывает много вопросов о том, как определить юридическую ответственность за несчастные случаи с использованием новых технологий. Например, как быть в случае столкновений беспилотных авто. Кто будет виноват в аварии: владелец, пассажир или производитель.
По всей видимости, новые условия требуют нового трудового законодательства. Аналитик Герлинд Висскирхен в своем отчете для Международной ассоциации адвокатов назвала нынешнее трудовое законодательство «колымагой девятнадцатого века». Речь идет о том, что если в ближайшем будущем роботизация практически полностью заменит человеческий капитал на заводах и фабриках, то государству придется подстраиваться под изменения трудового рынка и решать, кто будет нести ответственность за несчастные случаи на производстве.
«Реальная экономика движется вперед со скоростью света, в то время как законодательный орган, как улитка, еле-еле плетется позади, так что зазор между реальной экономической жизнью и рамочными условиями, задаваемыми законодательством, становится все больше», — подчеркивает Висскирхен.
Пока что отдельного закона, который бы хоть как-то регулировал права и обязанности роботов и разделял зоны ответственности между людьми и роботами, нет. Просто потому что «права роботов» плохо вписываются в современные формы труда. Да, некоторые страны пытаются найти какой-то консенсус в этом вопросе (права людей и права роботов), но сделать это в юридическом ключе пока сложно. Вот что мы имеем сейчас: на основе рекомендаций рабочей группы, которая занимается подобными вопросами, в начале этого года Европарламент проголосовал за документ, регулирующий развитие ИИ и робототехники внутри союза. В резолюции, представленной Комитетом правовых вопросов, прописана система страхования ответственности за ДТП с участием беспилотных авто, а также этические нормы для ИИ. Для полноценного закона пока маловато, но уже лучше, чем ничего. В большинстве же своем права роботов и разграничение обязанностей людей законодательно никак не урегулированы. Государству по-прежнему непонятно, как правильно трактовать ситуации, связанные с взаимодействием человека и робота.
Быть человеком
Судя по всему, повсеместной роботизации нам не избежать. Конечно, сейчас никто не задумывается о последствиях роботизации. Все, что нужно компаниям, — чтобы для их товаров или услуг нашелся конечный потребитель. Внедрение новых технологий до неузнаваемости изменит экономическую жизнь населения. Особенно это коснется сферы низкооплачиваемой работы, так как эта область первая на очереди по замене живых людей роботизированной техникой. Но если у людей не будет работы, а, следовательно, и денег, то кто будет покупать все то, что производят роботы. Скорее всего, предпочтения самих потребителей также будут меняться… Автор все того же отчета для Международной ассоциации юристов предлагает квотировать человеческий труд на производстве, чтобы урегулировать вопрос производства и потребления. Аналогия примерно такая же, как квоты от государства на иностранных сотрудников, но суть от этого не меняется. Для обеспечения определенного процента реальных людей Герлинд Висскирхен предлагает ввести эту меру, чтобы заводы были обязаны принимать людей на работу. Кроме того, для товаров, произведенных людьми, создать специальную маркировку «Сделано людьми», таким образом, сделав человеческий труд ценнее и дороже.