Уже более 20 лет Мэри Микер из Кремниевой долины анализирует тренды веб-сферы. В 1996 году, будучи видным инвест-консультантом финансового конгломерата Morgan Stanley, Микер выступила соавтором первого внятного труда по веб-аналитике. The Internet Report молниеносно превратился в настольную библию первой декады доткома. Ее позднейшие отчеты по анализу рынков интернет-рекламы, e-commerce и мобильного интернета, а также эволюции поисковиков поражали точностью предсказаний. В середине 2000-х чутье Микер достигло апогея. Именно Мэри увидела потенциал Netscape, AOL, Yahoo!, eBay, Google и Microsoft. И даже нападки со стороны прессы за неудачные прогнозы в эпоху краха пузыря доткомов (экономический пузырь, образовавшийся в результате переоценки интернет-компаний — прим. ред.), не смогли сместить интернет-королеву с трона.
Недавно инвестор представила очередной внушительный труд с аналитикой сферы технологий на Code Conference в Калифорнии. Деловой еженедельник «Капитал.kz» выбрал 10 тенденций, которые отражают важнейшие изменения глобального интернет-пространства.
1. Рост продаж смартфонов замедляется
Кажется, мир переживает первый этап насыщения. Темп роста продаж «умных» телефонов вырос всего на 3%, тогда как в 2015 — на 10%, в 2014-м — на 28%. Сокращение роста наблюдается с 2011 года.
2. Почти половина человечества теперь имеет доступ к интернету
Число пользователей интернета в мире показывает стабильный рост. Второй год подряд отметка держится на уровне 10%. В этом году уже чуть более 3,4 млрд человек имеет доступ в мировую паутину. Лидерами прироста стали Китай и Индия, исследованиям которых Микер посвятила более 30% объема своего труда.
3. Мобильный интернет побеждает стационарный. По крайней мере, в Америке
Показатель растет — пусть медленно, но верно. Среднестатистический американец проводит в сети более 5,5 часов в день, из них 3 часа — используя мобильные точки доступа. При этом время использования стационарных компьютеров не упало. Кажется, мы уже живем в виртуальной реальности.
4. Интернет-реклама в основном обогащает Google и Facebook, все больше блокируется пользователями и почти победила телерекламу
Затраты на интернет-рекламу стабильно растут, при этом показатели рынка мобильной рекламы совершили резкий скачок вверх, забрав пальму первенства у стационарных компьютеров и лэптопов. Суммарно объем рекламы на Google и Facebook за год вырос на 82%. Данные, предоставляемые этим сервисам самими пользователями, точно работают с запросами и позволяют улучшать таргетирование. При этом сторонним площадкам конкурировать все сложнее. Тем не менее пользователи все чаще блокируют рекламу. Развитые рынки выделяются особенно.
5. Треть населения планеты стала геймерами
Число людей, пользующихся серверами интерактивных компьютерных игр хотя бы раз в месяц, в 2016 году превзошло 2,6 млрд. Суммарно в консольные и мобильные игры играют больше, чем сидят на Facebook, в Instagram и Snapchat. Мировая аудитория любителей киберспорта по сравнению с прошлым годом выросла на 40%. Причем лидирует Азиатско-Тихоокеанский регион.
6. Окей, Google! Пользователи все чаще ищут голосом, а не текстом
Используя все более совершенные технологии распознавания голоса, сервисы добились внушительных результатов: 20% запросов в 2016-м создавались с помощью голоса. Все более популярными становятся голосовые ассистенты — такие как Google Home и Amazon Echo (последних продано более 11 млн штук), «умную» колонку HomePod представил Apple.
7. Человечество погружается в информационную бездну
В этом году мировые запасы интернет-данных составили 14 трлн гигабайт (+ 10% к предыдущему году). В ближайшее десятилетие количество информации перейдет к росту по экспоненте — К 2025-му показатель вырастет до 163 зеттабайт.
8. Объем выручки в музыкальной индустрии вырос впервые за 17 лет. Причина — стриминг-сервисы
Впервые с 2000 года музыкальный рынок вышел в плюс (+10%). Стриминговые сервисы, предоставляющие пользователям огромный объем музыкальных треков по подписке, завоевывают все большую аудиторию, привлекая новых пользователей бесплатным ознакомительным периодом и рекламой. Среди самых популярных — Spotify и Apple Music.
9. Эра геномики и персонализированной медицины
Время и средства, которые нужно затратить на секвенирование (считывание ДНК — прим. ред.) генома человека, снизились быстрее, чем предполагалось. Закон Мура, обычно применяемый к сфере технологий, здесь не подействовал.
Количество геномных исследований массово увеличивается, а индивидуализированная медицина становится все более доступной. К 2016 году четверть американцев стали пользоваться носимыми медицинскими гаджетами. 3D-модели вместо привычных рентгенов, портативные измерители давления, акселераторы и другие девайсы внушают все больше доверия. При этом более 60% потребителей готовы делиться данными о своем здоровье c компаниями вроде Google и Microsoft.
10. 40% самых дорогих компаний мира — IT-компании
Google, Amazon, Facebook, Alibaba.. Среди них также есть хардвер-компании (Apple, Samsung Electronics) и производители ПО Microsoft. Более того, онлайн-ретейлеры стали проводить экспансию в офлайн-пространство.