С тех пор как Дональд Трамп одержал победу на президентских выборах, инвесторы с предвкушением ожидают резкого снижения налогов. Отметим, что выбранный президент обещает уменьшить корпоративные налоги с 35% до 15%, пишет портал vestifinance.ru.
Республиканцы, которые сохраняют контроль над обеими палатами конгресса, также предлагают кардинальный пересмотр налоговой системы. Спикер палаты представителей Пол Райан хочет снизить сборы до 20%. Но предлагаемая реформа обещает не только низкие налоги для бизнеса, она также таит в себе и реальную угрозу.
Корпоративные налоги Америки, которые с учетом муниципальных сборов и выплат в казну штата достигают 39,5%, — самые высокие в богатом мире. Однако большое количество вычетов и налоговых зачетов, включая вычет за уплату процентов по кредитам, снижают общий налоговый сбор до средних показателей остальных членов G7, утверждают экономисты Goldman Sachs.
Тем не менее высокая ставка налогообложения и узкая налоговая база — явно неэффективное сочетание. Политики обеих партий уже давно пытаются исправить эту ситуацию. Так, например, нынешний глава Белого дома Барак Обама с 2012 года предлагает снизить ставку до 28% и отказаться от большинства налоговых льгот. Но его инициатива не вызвала особой поддержки.
В то же время план Пола Райана — наиболее детальное на сегодняшний день предложение республиканцев по реформированию налоговой системы, встречно аналитиками с энтузиазмом. План предлагает расширить налоговую базу двумя основными способами.
Во-первых, отменить вычет за выплату процентов по долгам, что позволит резко снизить интерес компаний к излишнему заимствованию. Вместо этого бизнесу предложат вычет полной стоимости реализованных инвестиций, невзирая на их форму финансирования.
Второй шаг касается географии. Америка — единственный член G7, который облагает налогом зарубежную прибыль компаний. Но фирмы должны платить лишь тогда, когда они переводят прибыль домой. Именно поэтому бизнес старается хранить деньги, объем которых, по некоторым оценкам, достигает 2,6 трлн долларов за рубежом, отмечает британский журнал The Economist.
Для того чтобы разрешить эту нелепую ситуацию, Пол Райан предлагает прекратить облагать налогом полученную за рубежом прибыль. Фактически он хочет закрыть глаза на иностранную деятельность компаний, в том числе на прибыль, полученную от продажи американских товаров за рубежом. В то же время бизнес больше не сможет вычитать стоимость импортируемых товаров из общих доходов. В сочетании эти два изменения называют «корректировкой пересечения границы» (border adjustment).
Это сделает корпоративный налог Америки очень похожим на налог на добавленную стоимость (VAT), корректируемый налогом на продажу при пересечение границы, разъясняет эксперт аналитического агентства Tax Foundation Кайл Померло. Большинство богатых стран имеют одновременно VAT и корпоративный налог.
Когда, к примеру, Rolls-Royce экспортирует авиационный мотор из Великобритании во Францию, компания платит французский VAT на продажу и британский корпоративный налог на полученный доход. Однако Америка, беря корпоративный налог на прибыль экспортеров, не взимает VAT на импортируемые товары. Инициатива Райна изменит эту практику.
Корректировка при пересечении границы будет наказывать импорт и поддерживать экспорт, что, по мнению некоторых аналитиков, поможет решить проблему торгового дефицита. Дональд Трамп часто жаловался на то, что Мексика берет VAT на американские товары, в то время как мексиканский экспорт без каких-либо сборов пересекает американскую границу.
«США — единственная крупная страна, которая облагает налогом собственный экспорт», — заявил в июне влиятельный конгрессмен-республиканец Кевин Брэди.
Однако экономисты с подозрением относятся к подобным инициативам. В теории корректировка при пересечении границы не должна отражаться на торговле, так как экспортные субсидии и налог на импорт толкают доллар вверх. В итоге облагаемый более высоким налогом импорт становится дешевле. А свободный от налогов экспорт становится более дорогим. В результате все должно балансироваться через налоговый и валютный эффекты.
В реальной жизни на укрепление доллара может потребоваться какое-то время. В этом случае американские экспортеры получат выгоду в промежуточный период, а крупные импортеры сильно пострадают. Ассоциация лидеров розничной торговли США уже начала кампанию против предлагаемых изменений.
Между тем чем больше времени потребуется на укрепление доллара, тем более значительной окажется корректировка. Для сглаживания налога в 20% доллар должен будет укрепиться на невероятные 25%, утверждает Goldman. Валюта уже поднялась на 24% с середины 2014 года. Повторение подобного взлета может сильно ударить по развивающимся странам, у которых значительные долларовые долги, а также стать реальной угрозой для мировой экономики. Кроме того, это может снизить долларовую стоимость американских инвестиций за рубежом.
Несмотря на такую привлекательность, многие сомневаются, что конгресс одобрит план, способный привести к высокой волатильности валютного рынка. Республиканцы сената пока никак не комментируют инициативу Пола Райана. Если США не перейдет на полноценный VAT, корректировка пересечения границы может быть также расценена как нарушение правил ВТО.