Каждый пятый инвестор ожидает глобальной стагфляции в течение следующих 12 месяцев после победы республиканца Дональда Трампа на президентских выборах в США. К такому выводу пришел Bank of America Merrill Lynch (BofA) по итогам опроса 177 портфельных управляющих, контролирующих активы на 456 млрд долларов. Опрос был проведен с 9 по 14 ноября (после объявления итогов выборов). Как отмечает банк, стагфляционные ожидания достигли четырехлетних пиков.
Стагфляция — ситуация, при которой невысокий экономический рост либо его спад сопровождается инфляцией и ростом безработицы. В ноябре стагфляцию ожидали 22% инвесторов.
Вместе с тем ожидания глобального экономического роста в течение следующих 12 месяцев выросли с 19% в октябре до 35% и достигли годового пика. Как отмечает BofA, инвесторы рассматривают результаты выборов как позитивный фактор для роста номинального ВВП. Аналогичная ситуация — с корпоративной прибылью. Доля управляющих, по мнению которых прибыль в течение следующих 12 месяцев вырастет, увеличилась с 10% в октябре до 29%, достигнув 15-месячных максимумов.
Инфляционные ожидания подскочили с 70% в октябре до 85% в ноябре, достигнув максимальных значений с июня 2004 года.
Ранее аналитики Goldman Sachs предупреждали, что реализация политики Дональда Трампа, связанная с торговым протекционизмом (политика внешней торговли, предусматривающая ограничение ввоза импорта и поддержку местного производства товаров) и борьбой с миграцией, может привести к стагфляции в США. При таком сценарии рост ВВП окажется на 0,8 п.п. ниже прогноза на 2018−2019 годы, инфляция к 2019 году достигнет 2,3%, а безработица вырастет до 5,3%. В этом случае ФРС начала бы агрессивно повышать ставки для борьбы с инфляцией. Ранее о возможной стагфляции в США в результате реализации политики Трампа предупреждал швейцарский HSBC.
Большинство инвесторов (84%) считают политику протекционизма основным риском для стабильности мировых финансовых рынков: доля инвесторов, разделяющих такое мнение, достигла пика с 2009 года. По мнению 73% управляющих, наиболее серьезную угрозу финансовой стабильности несут риски, связанные с денежно-кредитной политикой, в том числе с повышением ставок и волатильностью на развивающихся рынках. По мнению 69% — геополитические риски. Треть респондентов считает главной угрозой для финансовой стабильности риски, связанные с развивающимися рынками.
Основным «дополнительным риском» (tail risk) большинство опрошенных BofA инвесторов (23%) называют «стагфляционный обвал рынка облигаций». Причем, отмечает BofA, «политическая риторика в целях ослабления опасений рынка касательно протекционизма подстегнула бы аппетит к рисковым активам».