Производители поддельной техники вышли на новый уровень. Теперь они «берут» идеи с Kickstarter и выпускают продукт до того, как автор проекта соберет деньги, пишет Quartz.
Один из тех, кто не успел запустить свой проект — предприниматель из Израиля Йекутиэль Шерман. Он в течение года разрабатывал устройство, которое должно было сделать его богатым — чехол для смартфона, который раскладывается в монопод, передает rb.ru.
Йекутиэль Шерман нарисовал прототипы, одолжил минимальный стартовый капитал и запустил краудфандинговую кампанию, снял профессиональный рекламный ролик на фоне Эйфелевой башни.
Но через неделю после запуска кампании на Kickstarter в декабре 2015 года предприниматель узнал, что его изобретение уже продается на AliExpress. Множество китайских производителей продавали чехлы-моноподы, полностью идентичные тем, что изобрел Йекутиэль Шерман. Некоторые продавались всего за 10 долларов — намного ниже рассчитанной им розничной цены в 47,41 доллара. Некоторые продавцы даже не стали менять название устройства — Stikbox.
«Стартапы и зарубежные производители привыкают жить в новой реальности — кто-то в Китае сразу же скопирует ваше уникальное изобретение. Все, что могут сделать компании и предприниматели, — подготовиться к этому», — говорится в статье Quartz.
Компании могут принять некоторые юридические меры предосторожности, чтобы снизить риск плагиата. Сун Чжу, специалист по судебным тяжбам в области защиты интеллектуальной собственности между американскими китайскими производителями в калифорнийской юридической компании Ruyak Cherian LLP, рекомендует в качестве первого и главного шага подать заявки на патенты, действительные в США, Китае и в любой другой стране, где планируется наладить продажи.
Предпринимателям также следует заключать «соглашения NNN» с потенциальными китайскими партнерами, прежде чем делиться интеллектуальной собственностью. Такие контракты лишают фабрики-партнеры законной возможности использовать интеллектуальную собственность самостоятельно после ознакомления («запрет использования»), делиться ею с другими компаниями («запрет разглашения») и заключить контракт, а затем произвести дополнительную партию для собственноручной реализации («запрет обходного пути»).
Даже с этими мерами предосторожности нет никаких гарантий, что никто не скопирует ваш продукт. По словам Чжу, проблема не столько в судебной системе, сколько в исполнении постановления суда. Выиграть иск против одной фабрики относительно просто. Но подавать в суд на каждую фабрику и выигрывать — на это потребуется слишком много времени и денег.
«Существуют, наверное, сотни небольших фабрик, которые могут увидеть продукт в интернете и решить: „А ведь я тоже могу это делать“. Сможете ли вы закрыть их все? Сможете ли вы вообще определить, где они находятся? А судебные расходы в итоге окажутся больше той суммы, которую вам удастся выиграть», — рассказывает он.
В таком же положении сейчас оказались Йекутиэль Шерман и его Stikbox. Хотя пока он не подавал ни на кого в суд, по его словам, он тратит примерно 20% своего времени на то, чтобы отследить производителей подделок через гигантскую сеть китайских онлайн-магазинов. Иногда на поиск одной фабрики может уйти до пяти дней. Предприниматель оценивает свои потери из-за плагиата в «сотни тысяч» долларов потенциальных доходов.