Россия и Саудовская Аравия подписали совместное заявление, в котором говорится о необходимости мер для сдерживания избыточной волатильности нефтяного рынка.
На фоне так и недостигнутых договоренностей о «заморозке» добычи нефти на определенном уровне это соглашение выглядит как очередная словесная интервенция. Но с другой стороны, Россия и Саудовская Аравия – крупнейшие производители черного золота в мире (как говорится в заявлении, совместно они производят более 21% потребляемой в мире нефти), и, возможно, меры, которые они предложат, действительно повлияют на ситуацию на рынке.
Вместе с тем документ содержит предложения, которые, на взгляд одного из экспертов, поделившихся мнением с «Капитал.kz», гораздо более интересные, чем договоренности о совместных мерах.
Разница – в перспективе
Министры Александр Новак и Халид аль-Фалих, подписавшие документ 5 сентября на полях саммита G20, договорились «продолжить консультации по ситуации на рынке нефти». Также – о создании совместной мониторинговой группы: она должна отслеживать фундаментальные показатели рынка нефти и вырабатывать рекомендации по мерам и совместным действиям, которые обеспечат стабильность и предсказуемость рынка.
«В краткосрочном аспекте эти договоренности больше напоминают словесные интервенции», – соглашается Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари». Но в среднесрочной перспективе, по ее словам, влияние согласованных действий двух крупнейших производителей нефти в мире будет ощутимым. Скорее всего, считает эксперт, Саудовская Аравия и Россия вместе договорятся о заморозке добычи на текущих уровнях, а позднее к этому соглашению может присоединиться и ОПЕК на встрече в Алжире.
Не менее 3 млн «лишних» баррелей
Говоря о том, какие меры Россия и Саудовская Аравия могут предлагать рынку, Наталья Мильчакова отмечает, что алжирская встреча ОПЕК в конце сентября будет иметь большое значение для стабилизации нефтяного рынка.
«Очень важно, чтобы страны ОПЕК понимали: сегодня необходимо убрать с рынка не менее 3 млн «лишних» баррелей. Вероятно, картель привлечет к соглашению других независимых производителей нефти, помимо России. Возможно, согласится Норвегия», – говорит аналитик.
По ее мнению, поддержку решению ОПЕК могут оказать и перебои в поставках нефти в Венесуэле и Нигерии. Производители сланцевой нефти из США могут в краткосрочном аспекте выиграть от роста цены, но в долгосрочном проиграют, так как у конкурирующих производителей из ОПЕК качество нефти выше, «поэтому не факт, что США будут полагаться только на самообеспечение нефтью, будет и импорт», – считает собеседница.
Она отмечает, что ранее страны организации не могли договориться из-за «неконструктивной» позиции Ирана, который не хотел терять долю рынка при сокращении добычи. «Однако в России признают необходимость большего учета интересов Ирана, который, как и Россия, пострадал от санкций Запада, только санкции против Ирана были куда более жесткими и касались эмбарго на экспорт его нефти. Если добыча будет заморожена на текущих уровнях, то у Ирана появятся стимулы участвовать в общем соглашении», – делится мнением аналитик «Альпари».
С заботой о будущем
Кроме того, отмечает Наталья Мильчакова, если судить по достигнутому соглашению, то можно говорить о том, что Россия и Саудовская Аравия договорились о влиянии на рынок нефти еще и в будущем, когда нефтяному рынку будет угрожать не избыточное предложение, как сегодня, а дефицит предложения.
«В соответствии с достигнутым соглашением эти две крупнейшие нефтедобывающие страны могут оказывать поддержку инвестициями другим нефтедобывающим странам, где будут наблюдаться существенные перебои в поставках нефти. Возможно, что в будущем речь пойдет об инвестициях в Венесуэлу», – предполагает эксперт.
Борьба с волатильностью – актуально?
В заявлении говорилось о необходимости «сдерживания избыточной волатильности нефтяного рынка». «Но дело в том, что уже полгода мы наблюдаем цены на нефть в довольно стабильном коридоре от $30 до $50 за баррель», – отмечает Алексей Калачев, эксперт-аналитик «ФИНАМ».
По его мнению, стабильность в указанном диапазоне обеспечивают прежде всего Китай и США, которые при низкой цене реально сокращают собственную добычу и наращивают закупки по импорту. При выходе цен выше отметки $55 за баррель и Китай, и США в состоянии быстро восстановить добычу и не пустить котировки выше.
Саудовскую Аравию, на взгляд собеседника, по большому счету также устраивает текущее положение – покуда оно позволяет ей удерживать долю на рынке за счет сокращения добычи в странах с высокой себестоимостью. Россия при этом тоже добычу наращивает, а не сокращает.
«Я склонен считать ту часть заявления, в которой говорится о мерах по поддержке рынка, своеобразной «словесной интервенцией», и эту функцию оно сегодня прекрасно выполнило. Не думаю, что влияние этого заявления на рынок будет долговременным», – говорит Алексей Калачев.
Обмен реальными компетенциями
По мнению эксперта «ФИНАМ», никаких иных рычагов влияния на цену, кроме реального снижения добычи, у договаривающихся сторон нет – в области экономики, конечно, уточняет он, «потому что хотелось бы обойтись без разжигания военных конфликтов». Однако даже о «заморозке» уровня добычи до тех пор, пока к этой инициативе не готов присоединиться Иран, договориться будет непросто.
В заявлении России и Саудовской Аравии Алексея Калачева больше заинтересовали пункты о сотрудничестве «в области внедрения новых технологий, обмена информацией и опытом», а также о создании «банка данных перспективных технологий в энергетической сфере и осуществления их внедрения и использования».
«Тут речь идет об обмене реальными компетенциями, которые могут быть применены к пользе обеих стран», – комментирует аналитик. Полезным, на его взгляд, будет и создание совместной мониторинговой группы.
Отметим, что биржевые игроки «словили» сообщение о заявлении России и Саудовской Аравии, и это вызвало некоторое движение котировок. Если в течение торгового дня, предваряющего день опубликования заявления, – 2 сентября, Brent находился в диапазоне $45,41 – 47,02 и сессию закрыл на отметке $46,83, то в день выхода информации, 5 сентября, баррель доходил до $49,40, итог сессии – $47,63. В последующие дни (6 и 7 сентября) котировки вели себя довольно спокойно на значениях $36-37 за баррель.