Развивающиеся страны в этом году могут привлечь рекордную сумму на глобальных долговых рынках, сообщает Financial Times. Этому способствуют крайне низкие процентные ставки в развитых странах.
С начала 2016 года правительства развивающихся стран уже выпустили бонды на 90 млрд долларов. По оценкам JPMorgan Chase, к концу года они привлекут свыше 125 млрд долларов внешних заимствований. Причем большая часть этой суммы придется на долю стран Латинской Америки и Ближнего Востока. Этому должен поспособствовать первый в истории выход Саудовской Аравии на глобальный долговой рынок. Размер ее эмиссии может составить 15 млрд долларов, пишет издание Ведомости.
Также весной на этот рынок спустя 15 лет вернулась Аргентина, урегулировавшая связанный с дефолтом 2001 года конфликт с кредиторами. Объем размещения ее облигаций составил 16,5 млрд долларов, что стало рекордом для развивающихся рынков.
Спрос на облигации развивающихся стран вырос в последние месяцы, потому что инвесторы ищут более высокую доходность на фоне низких или отрицательных процентных ставок в еврозоне, Японии и Великобритании. Почти 80% суверенных японских и немецких бондов имеют отрицательную доходность (оценка Citigroup), доходность швейцарских гособлигаций с наибольшим сроком обращения – 50 лет – тоже отрицательная. Из-за нестабильности, охватившей развитые рынки после решения Великобритании выйти из ЕС, развивающиеся рынки, обычно считающиеся рисковыми, стали выглядеть более привлекательно.
С тех пор приток инвестиций в фонды облигаций развивающихся стран составил более 16 млрд долларов, пишет FT. Причем приток приводит к росту цен на облигации, что также способствует снижению цен.
Тем не менее аналитики Bank of America Merrill Lynch считают, что угроза быстрой продажи облигаций на развивающихся рынках остается высокой из-за возможного снижения цен на нефть и изменения склонности инвесторов к риску.
Зато компании из развивающихся стран, наоборот, в этом году погасят больше долгов в иностранной валюте, чем привлекут. В этом году они выпустят облигации в иностранной валюте на 220 млрд долларов и потратят на выплаты по ним 241 млрд долларов, прогнозирует JPMorgan. С одной стороны, это может вызвать опасения о замедлении экономического роста, но в то же время снизит беспокойство о задолженности этих компаний. Для сравнения: в 2015 году они выпустили долговые бумаги на 239 млрд долларов, а в 2014 году – на 372 млрд долларов. Кроме того, в 2012–2014 годах они занимали в среднем примерно на 200 млрд долларов больше, чем платили по облигациям.
На погашение облигаций компании в этом году потратят рекордные 118 млрд долларов, отмечает JPMorgan. Еще 85 млрд долларов они направят на выплату процентов, а 38 млрд долларов – на досрочное погашение внешних займов.
Отчасти менее активная эмиссия корпоративных облигаций (180 млрд долларов с начала года) связана с факторами, которые компании не могут контролировать, говорит Сиддхарт Дахия из Aberdeen Asset Management. Так, у российских компаний доступ к долговым рынкам ограничен из-за санкций, а в Бразилии политический и экономический кризис отпугивает многих иностранных инвесторов. В последние годы эти две страны вместе с Китаем и Мексикой входили в число лидеров по выпуску корпоративных облигаций среди развивающихся рынков, отмечает Дахия.