Вторая крупнейшая в мире частная нефтяная компания видит будущее, которое связано не с нефтью. Shell сделала попытки перевести значительную часть своего бизнеса от проектов, связанных с нефтью, к проектам, связанным с газом, СПГ и возобновляемыми источниками. Об этом сообщает информационное агентство Vesti Finance.
Сразу после февральской сделки по приобретению компании BG Group (за 54 млрд долларов) Shell создала подразделение, которое специализируется исключительно на возобновляемой энергетике.
Компания объявила о новых инвестициях в свой СПГ-проект на острове Кертис в Австралии.
Этот проект подается как попытка компании как можно больше внимания уделять вопросу климатических изменений, а на сайте компании была размещена информация о возможных сценариях, которые позволили бы повысить выработку энергии при снижении выбросов CO2.
Этот шаг в сторону газа и возобновляемых источников, а также традиционные возможности Shell внедрять инновации во время серьезных изменений на рынке и управлять переменами в энергетической инфраструктуре укрепили позиции компании и сделали ее более конкурентоспособной.
Разнообразие источников прибыли Shell по сравнению с ее конкурентами, такими как ConocoPhillips, позволяют компании скорректировать дисбаланс в одном из секторов, воспользовавшись успехами инноваций в другом.
Shell пока не готова стать международной экологически дружелюбной нефтяной компанией. В конце июня глава Shell Бен Ван Берден заявил, что компания Shell готова помогать британскому правительству в достижении поставленных целей по защите окружающей среды, «когда это имеет смысл с точки зрения бизнеса».
Он также отметил, что разные страны по-разному ведут свою энергетическую политику. Тем не менее он также упомянул Парижское соглашение 2015 года, согласно которому Великобритания обязуется снизить вредные выбросы на 90% к 2050 году по сравнению с уровнем 1990 года.
Природный газ может заменить нефть и уголь как основной источник электричества и источник транспортного топлива, а также стимулировать сдвиг в сторону более экологически дружелюбной энергетики и способствовать достижению развитыми странами поставленных целей по защите окружающей среды.
Однако некоторые аналитики полагают, что природный газ уже не сможет стать топливом нового поколения, так как отмечается рост инвестиций в возобновляемые источники, повышение емкости батарей и спроса на «чистую» энергию.
Природный газ, особенно СПГ, требует значительных капитальных вложений и комплексных технических процессов, чтобы получить коммерчески выгодный продукт.
На такие проекты, как СПГ-терминал Gorgon компании Chevron в Австралии или проект компании Cheniere Sabine Pass в Луизиане, требуется несколько лет, чтобы построить и ввести в эксплуатацию, при этом объемы затрат на них очень высоки.
Проект Sabine Pass был успешно введен в эксплуатацию в начале этого года. А вот Gorgon пока что откладывается. Оба проекты оценивались как высокоперспективные, особенно в тот период, когда цены на нефть (к которым привязана цена на СПГ) были высокими, и прогнозировалось, что спрос на СПГ в Восточной Азии будет расти.
Однако в настоящий момент рост спроса замедляется, особенно в Китае, где ряд дорогостоящих проектов, запущенных в недавнем прошлом, привел к избытку на рынке.
Shell работает над тем, чтобы избежать дорогостоящих проектов. Так, в середине июля был отменен один из проектов в Канаде.
В июне был объявлен план развития компании до 2020 года, в котором акцент был сделан на поддержание дивидендов на уровне в 6,6% путем сокращения капитальных расходов и сбрасывания неприбыльных активов.
Shell также объявила о сокращении тысяч рабочих мест. Компания уже сейчас уволила более 12 тыс. сотрудников и планирует дальнейшие сокращения. Shell также планирует продажу активов на сумму около 30 млрд долларов к 2018 году, в основном для того, чтобы заплатить за покупку BG Group.
В июле компания высказала обеспокоенность относительно выхода Великобритании из ЕС, что может привести к замедлению процесса продажи активов Shell в Северном море, где и так немного покупателей.
Стоимость активов падает, а нефть, добываемая в Северном море и так неконкурентна при текущих ценах.
После референдума в Великобритании акции компании резко потеряли в цене, однако быстро восстановились.
Доверие к Shell во времена турбулентности на рынке остается на высоком уровне, и компания находится в более благоприятном положении, чем некоторые ее конкуренты.
При этом такое доверие может быть основано на надежде, что природный газ и СПГ сыграют значительную роль в энергетике будущего.
Кроме того, Shell уже показала себя как компанию, способную на крупную реорганизацию и экономию, чтобы сохранить свои дивиденды и положение на рынке.
Поэтому многие аналитики полагают, что компания будет успешной, даже если ситуация на рынке останется неблагоприятной в ближайшие годы.