В большой комнате для совещаний, где-то между многочисленных стульев в спальном мешке свернувшись калачиком спит Илон Маск. Именно такую картину представляешь себе, когда один из самых амбициозных изобретателей говорит, что он ночует на полу своего завода по выпуску электрокаров. Все из-за того, что компания решила выпустить к 2018 году 500 тыс. новых электромобилей, хотя раньше сроки ограничивались 2020-м годом.
«Когда Генри Форд создал дешевые и надежные автомобили, люди сказали: «Нет, спасибо. Чем плохи лошади?» Он рискнул всем, и это сработало», – сказал как-то глава компаний Tesla и SpaceX на одной из конференций. Наверное, эта цитата как ни одна другая описывает его самого – безумный гений и фантазер, который за свои 42 года создал платежную систему PayPal, первым стал массово выпускать электромобили, а его SpaceX провела коммерческий запуск ракеты, при этом успешно вернув ее на Землю. Маска не только сравнивают с великими изобретателями начала XX века, его также считали реальным прототипом Тони Старка – персонажа фильма «Железный человек». Оба миллиардеры и изобретатели, только изобретения Старка так и остались на экране, в то время как то, что создает Маск, похоже на фантастическую, но все же реальность. Корреспондент «Капитал.kz» разбирался в планах предпринимателя и в том, как они поменяют нашу жизнь.
Частный космос
Маск был и остается настоящим фанатом перспективы колонизации Марса. После того, как бизнесмен продал свое детище – PayPal – за $1,5 млрд, он основал новую компанию – SpaceX. Сейчас компания строит космические корабли и даже планирует заниматься гражданской космонавтикой. Стоит отметить, что, несмотря на усилия других бизнесменов и изобретателей, космический туризм пока остается относительно закрытой областью. Может, именно поэтому он так и манит Маска. Но на любые разработки всегда нужны средства.
В середине прошлого года Los Angeles Times опубликовала данные, где было сказано, что, помимо $4,9 млрд субсидий, полученных от государства за все время работы над проектами будущего, SpaceX выиграла $5,5 млрд в виде госконтракта от NASA и ВВС США. Таким образом, государственно-частное партнерство оказалось наиболее удачной моделью финансирования для долгосрочных проектов Маска. Но, по словам критиков, «он определенно следует за государственными деньгами». К такому выводу пришел Дэн Долев из Jefferies Equity Research.
«Это хорошая стратегия, но однажды государство может перекрыть финансирование», – сообщил эксперт в материале Los Angeles Times.
Между тем сам Маск заявил, что винить его в том, что его компании получают господдержку, неправильно, так как гранты были доступны всем компаниям, кто участвовал в подобных разработках. Сам Маск владеет долями в нескольких компаниях на общую сумму в $10 млрд. Тем не менее зарплата предпринимателя составляет всего $37 тыс.
Деньги в трубу
Последним изобретением Маска стал «гибрид конкорда, рельсотрона и аэрохоккея» – Hyperloop. Проект, который представляет собой трубу с разряженной атмосферой, должен будет стать транспортной системой будущего, способной соединить между собой Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Предположительная скорость передвижения между двумя городами будет достигать 1,2 тыс. км/ч за счет низкого давления внутри трубы. По некоторым данным, проект обойдется Маску в лучшем случае в $7,2 млрд, несмотря на то, что эксперты опять-таки не без скепсиса отнеслись не только к проекту, но и к бюджету. Так, The Washington Post приводит в пример исследование, проведенное при Департаменте развития и планирования Дании, где говорится, что в среднем для транспортных проектов превышение бюджета на 45% является нормой. Аналитики, которые исследовали более 250 крупных инфраструктурных проектов, начиная с 1920-х годов, обнаружили, что до 90% из них вышли далеко за рамки установленного бюджета.
Когда Маск заявил, что создаст транспортное средство, способное за 30 минут перевести 28 человек из Сан-Франциско до Лос-Анджелеса, общественность встретила это предложение почти с одинаковым скепсисом. Например, Wired писал, что «Hyperloop – это вымышленное транспортное средство, идея о котором захватила предпринимателя Илона Маска, и он продолжает об этом говорить, и выглядит оно как версия зеленой трубы из «Футурамы». По словам Маска, полноценный запуск проектов может растянуться на ближайшие двадцать лет, однако уже сейчас компания тестирует прототип на территории штата Невада. Недавно там прошли испытания, которые доказали возможность воплощения Hyperloop в жизни. Во время демонстрации транспортное средство набрало скорость 187 км/ч за 1,1 секунды.
«Этот фантастический проект поражает своими масштабами. Лично мне трудно поверить в его реальность, но Илон Маск известен и более смелыми затеями», – говорит в своем материале для BBC Спенсер Келли.
Отметим, что на сегодняшний день самым скоростным поездом остается японский LO Series, который разгоняется до 600 км в час.
Волка бояться
Отношение Маска к разработкам в области искусственного интеллекта (ИИ) можно назвать двояким. С одной стороны, он их опасается, утверждая, что «вместе с искусственным интеллектом мы призовем демона. Во всех этих историях парень с пентаграммами и святой водой уверен, что сможет контролировать его. Но это не работает». С другой, если обратить внимание на деятельность изобретателя, то и эта область интересует его не меньше сверхзвуковых поездов и электрокаров. В прошлом году Илон Маск вместе с сооснователем PayPal Питером Тилем, главой Y Combinator Сэмом Альтманом создали некоммерческую организацию OpenAI, которая будет проводить исследования в области ИИ.
«Из-за удивительной истории развития ИИ становится тяжело предсказать, когда ИИ станет доступен уровню досягаемости человеческих способностей. Когда это произойдет, очень важно, чтобы у нас было свое ведущее научно-исследовательское учреждение, которое выберет пользу для целого общества вместо личных интересов и корысти», – сообщили в своем блоге представители OpenAI.
Маск в свою очередь еще в середине прошлого года пожертвовал $7 млн на исследования компании Future of Life Institute, касающиеся разработок в области безопасности искусственного интеллекта. Годом ранее он направил на эти же цели $10 млн. Сам Маск заявил, что «это не инвестиции в перспективный проект, и я не рассчитываю получить с этого прибыль. Я просто хочу контролировать ситуацию с развитием искусственного интеллекта».