Американскую пару, поселившуюся в традиционном жилище кочевников, мы повстречали случайно. В один из выходных исследуя окрестности штата Вирджиния. Проехать мимо двух юрт в живописном ущелье, для выходцев из Казахстана было бы кощунством. Итак, знакомьтесь – Альберт и Рэй Стефенс, нео-номады из США, живущие в гармонии с природой.
Во время первой встречи хозяин эко-поселения был занят тем, что собирал сухие ветки и сучья вдоль устья мелкой речушки. Печь по типу «буржуйки» -основной отопительный прибор в главной юрте, которая одновременно служит гостиной и кухней. Сам Альберт Стефенс – улыбчивый сухощавый джентльмен с окладистой белой бородой, в бейсболке, штанах цвета хаки на подтяжках и выцветшей майке с пацифистскими лозунгами. Типичный представитель поколения хиппи 70-х. Услышав, что мы из самой Средней Азии, а наши предки жили в классических войлочных «shelters» (с англ.- кров, укрытие), искренне обрадовался возможности побольше узнать о культуре кочевых народов.
Интервью же пришлось отложить на неделю. Отшельники оказались людьми общественно активными, а, следовательно, занятыми.
Ликбез о Казахстане.
В будни завязалась переписка. Альберт и его супруга Рэй живо интересовались географическим положением Казахстана и его современным обликом. Перелопатив добрую половину Казнета, с трудом удалось найти пару сайтов, где качество фотографий и перевода на английский соответствовало бы моим представлениям о достойной презентации страны иностранцам. Зато порадовали работы независимых фотографов! С целью культурного обмена пришлось позаимствовать с их личных страничек десяток фантастических снимков дикой природы и городских пейзажей.
Наши лесные жители на связь выходили с большими перерывами. Как выяснилось, единственный доступ к интернету им обеспечивала деревенская библиотека на холме (проверить комменты в фейсбуке за пару миль не набегаешься).
Еще через две недели мы наконец-то ехали в направлении лесного массива им. Джорджа Вашингтона и Джефферсона (The G.Washington and Jefferson National Forests).
На дне ущелья GPS-навигатор наотрез отказался показывать дорогу. Добрались «наощупь».
Хиппи в юрте.
Наконец мы у цели. В нешироком ущелье раскинулись несколько гектаров частных угодий, купленных вскладчину членами эко-сообщества. Две юрты обтянутые брезентом, стоят на деревянном помосте. Этот маневр спасает от разлива реки и помогает немного сравнять уровень склона.
Хозяева ждут нас в беседке, занимающей свободное пространство между внушительных размеров «гостиной-кухней» ($8 000) и «спальней» поменьше($5 000). Ванная комната и туалет – рядом, в отдельной аккуратной пристройке.
«Мне не нравится спать там же, куда заходят посторонние. Поэтому мы и взяли вторую юрту, как частную территорию. Сон – это святое», - поясняет хозяйка, поглаживая ванскую кошку, усевшуюся на коленях.
«Не помню когда я увидела юрту впервые, но это было задолго до того как мы решили в ней поселиться», - начинает свой рассказ миссис Стефенс. «Я видела такие жилища прежде на картинах и в документальных фильмах про Монголию. Так что мы были знакомы с концепцией «мобильных домов».
В очередной раз стереотип о «глупых американцах» разрушен. Внушительная домашняя библиотека и осведомленность наших героев по многим вопросам, заметно превышает знания большинства казахстанцев о жизни среднестатистических граждан США (в том числе и мои до приезда в штаты).
Альберт Стефенс продолжает с упоением рассказывать о своих открытиях: «Я был очарован простотой и загадочностью юрты. Не могу объяснить, что именно меня пленило впервые. Наверное, сплав культур Великого Шелкового Пути – от Средиземного моря и Афганистана до верхних степных земель, как раз откуда вы сами родом, ребята. Эта часть мира и ее история окончательно завладела моим сердцем».
Планируя переезд из Калифорнии в Вирджинию, наши герои устроили поиски в Интернете. Неподалеку от нынешнего места жительства нашли небольшой цех по производству юрт. Там две коренные американки создавали жилища кочевников на заказ. Подобное в штатах не редкость. Юрты производят в Калифорнии, Колорадо, Кентукки, Вирджинии и в штате Вашингтон. Крупных производств нет, все работают по одиночке. «Мы позвонили, сделали заказ. Потом приехали установщики и вот... уже пятый год мы живем в юрте!», -рассказывает Альберт Стефенс. Профессиональных сборщиков в округе не оказалось. Специалистов пригласили из другого города. Их услуги обошлись в 500 долларов за сборку одного жилища.
К cлову, бизнес этот весьма специфичен. «Деревянные рейки изготавливаются вручную. Это не позволяет снизить себестоимость юрт», - отмечает Джон Сандерс, владелец одного из подобных цехов.
«Желающие есть, но объемы все равно не те. На поточном производстве цена была бы ниже. Это не совсем по-номадски, но рынок задает свой ритм».
Закон для юрты.
Законы в каждом штате свои. К примеру, чтобы необычные строения четы Стефенс признали пригодными для жилья в Вирджинии, нужно было сначала выстроить помост. Местные власти не позволили бы жить в шатре, стоящем прямо на земле. Новоиспеченные эко-поселенцы хотели было обойтись без благ цивилизации – по принципам ненасилия делить территорию с обитающими здесь медведями, койотами, лисами. Но не вышло.
«Существуют правила для более-менее комфортного проживания. У тебя должна быть подведена горячая-холодная вода, электричество и решен вопрос с отоплением», - говорит Рэй Стефенс.
Чтобы провести электрокабель, пришлось срубить несколько деревьев. И даже спустя 4 года паре неприятно об этом вспоминать: «Нам это решение нелегко далось. Мы стараемся делать так, чтобы минимально расходовать природные ресурсы: для отопления собираем ветки и пилим сухие пни. Сажаем овощи. Козы и корова дают нам молоко, куры несут яйца. Иногда охотимся на оленей. Хлеб печем сами или покупаем в магазине. Летом готовим минимально, ибо очень жарко когда в юрте топится печь. На зиму делаем заготовки».
Наладить продажу домашних продуктов (особенно мясных и молочных) в США не так просто. Слишком много регулирующих законов. А вот обмен никто не запрещал, чем активно и пользуются деревенские жители. Семья Стефенс, к примеру, меняется со знакомым дровосеком: они ему яйца, молоко и сыр, а он взамен – поленья.
Спрос на мобильность.
В современном исполнении классическое жилище кочевников выглядит немного иначе. К примеру, юрта наших героев имеет три окна и две входных двери, установленные друг напротив друга. Шанырак сделан из прозрачного плексиглаза, открывание-закрывание регулируется специальным рычажком. На окнах – москитные сетки. Снаружи каркас обтянут утеплителем и покрыт брезентом. Гарантия – от 5 до 10 лет. По желанию клиента, разумеется, за отдельную плату, жилище могут изготовить из более прочных материалов. Войлочные технологии местные мастера не используют – дорого и трудоемко.
«Специальное обслуживание юртам не требуется. Разве что раз в году помыть брезент снаружи»,- отмечают на сайте мастера-изготовители. «Единственная забота наших клиентов – отопление. Одни используют масляные радиаторы, другие уголь, третьи газ. Но даже если полностью снегом заметёт (что в этих краях зимой случается), все равно не замерзнут».
В отличие от тех, кто обустраивает свои юрты по последнему слову техники – душевыми кабинами, кондиционером, вторым «этажом», Альберт и Рэй решили не нарушать первозданных форм.
«Некоторые люди ставят перегородки и умещают несколько комнат в рамках одной юрты. Но я считаю, что так нарушается принцип круглого дома и весь смысл теряется», - делится хозяин. «Я верю, что в круге больше жизненной силы. Нет углов, в которых бы скапливалась негативная энергия», - добавляет его супруга.
Многие, кто приходит к ним в гости, загораются идеей пожить в юрте. Такую возможность в некоторых штатах предоставляют как туристические кемпинги (от $30 в сутки), так и частные лица. Популярный ресурс аirbnb.сom без труда выдал с десяток аналогичных предложений только в штате Вирджиния. Стоимость ночевки в «luxury 2 bedroom yurt» с живописными видами на Аппалачский хребет или горные озера, колеблется от 90 – до 270 долларов. Причем, внутреннее убранство таких жилищ зачастую не балует национальными мотивами.
Лично мне во всей этой истории больше всего понравился посыл, с которым обращаются к миру Альберт и Рэй Стефенс: «Основная идея – ничего не оставить после себя! После нашей смерти эту землю смогут использовать внуки, причем с тем же набором ресурсов, что и до нас. Североамериканские индейцы говорили: «Мы не владеем землей, но одалживаем ее у наших детей».
Экологически чистые «мобильные дома», в которых веками обитали народы Средней Азии, сегодня пользуются огромным спросом у любителей экзотики и природы в США, Канаде, Греции, Швейцарии, Дании, Италии, Испании и других странах. Юрты используют в качестве загородных домиков, для медитации, или вовсе переселяются в них, желая упростить стиль жизни и стать ближе к природе. Частные фирмы-изготовители экспериментируют с материалами и улучшают их износотойкость.