USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
BTC
63793.50$

Brent засомневался вместе с добытчиками

Инвесторы легко расстаются со спекулятивной премией

Share
Share
Share
Tweet
Share
Brent засомневался вместе с добытчиками- Kapital.kz

После взлета в марте выше уровня $40 за баррель (18 марта «бочка» Brent поставила рекорд месяца – $42,54) североморская смесь вновь устремилась вниз. В апреле марка облюбовала цифры $37-38 за баррель. В информационном поле такое падение объясняется в том числе усиливающимися сомнениями: состоится ли 17 апреля в Катаре встреча нефтедобытчиков, где, как предполагается, должен обсуждаться вопрос заморозки добычи на уровне января 2016 года, и если состоится, то будут ли страны придерживаться договоренности.

Напомним: 16 февраля в Дохе члены ОПЕК – Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар и не входящая в картель Россия договорились о сохранении добычи на уровне января этого года, при условии, что идею поддержат другие крупные участники рынка. Ожидалось, что встреча может пройти во временном промежутке между 20 марта и 1 апреля. Однако этого не произошло, и в качестве новой даты было названо 17 апреля.

Добыча на максимумах, доля снизилась

«Все эти новые даты и уверения в проведении встречи – пустое сотрясение воздуха», – не изменяет своей точки зрения Олжас Байдильдинов, независимый аналитик в нефтегазовой сфере. Ранее эксперт уже высказывал «Капитал.kz» свое мнение о том, что если переговоры не состоятся в конце марта, то будет назначена очередная дата, и это может продлиться бесконечно. «Попытаюсь образно объяснить ситуацию. Помните фильм «Троя»? В одной из сцен Ахиллес произносит: «Клятв между львом и человеком быть не может. Теперь ты узнаешь, с кем решил сразиться». Примерно то же происходит сейчас между крупнейшими нефтедобытчиками и экспортерами», – проводит аналогию эксперт.

И поясняет: добыча нефти в Саудовской Аравии – на максимумах, в России – на максимумах, в Иране – растет. Сейчас Иран добывает уже около 3,1-3,2 млн барр./сут., при этом отправляя на экспорт более 2 млн барр./сут. И добыча, и экспорт растут. До санкций Исламская Республика добывала почти 4 млн барр./сут., а во время санкций снизила показатель до 2,3-2,4 млн барр./сут. Иран четко обозначил свою позицию: пока страна не вернется на уровень 4 млн барр./сут., ни к каким договоренностям и заморозкам присоединяться не будет. Эта позиция абсолютно логична с его точки зрения, считает Олжас Байдильдинов.

В ответ на это, напоминает он, из Саудовской Аравии последовало заявление, что страна не будет замораживать добычу, если к этому не присоединятся другие ведущие производители. Заметим, что на днях JP Morgan озвучил прогноз: Саудовская Аравия останется на том уровне добычи, на котором оказалась в IV квартале 2015 года, – 10,2 млн барр./сут., причем этот показатель сохранится в 2016-2017 годах.

Доля нефти, произведенной в Саудовской Аравии, за последние три года снизилась в импорте 9 из 15 крупнейших стран – потребителей черного золота, в 2015 году доля добычи страны в мировом масштабе снизилась с 8,5% в 2013 году до 8,1% (хотя по сравнению с 2014 годом есть рост), приводит данные аналитик.

Львы вышли на ринг

Противостояние, происходящее на рынке, Олжас Байдильдинов сравнивает с боксом. «У нас ведь в стране любят бокс. Представьте боксерский ринг. Боксеры выходят на него не для того, чтобы в перерывах договариваться о битве вничью, они выходят, чтобы победить. Так и нефтяные экспортеры никогда не были командными игроками (как, например, в футболе) – они в большей степени представители индивидуальных видов спорта. Даже среди членов ОПЕК в последние годы нет согласия», – объясняет аналитик.

«Многие эксперты и комментаторы несколько ошибаются, ожидая, что какие-то общие условия будут соблюдаться всеми. Не будут. Никто ни о чем не договорится. Либо достигнутые договоренности окажутся формальными и в последующем будут нарушены», – уверен Олжас Байдильдинов. Экспортеры, по его словам, столкнулись с более низкими темпами роста потребления нефти в мире и вынуждены конкурировать между собой. Они уже давно вышли на ринг, и этот бой завершится лишь тогда, когда другие страны не выдержат и начнут снижать добычу. Полагаю, что по итогам этого противостояния победу одержат львы.

Один из примеров «бойцовского поединка»: на этой неделе издание РБК сообщило со ссылкой на Financial Times о том, что Саудовская Аравия ограничила доступ иранских танкеров в свои территориальные воды. То же самое сделал Бахрейн. Об этом еще в феврале сообщила страховая компания, занимающаяся страхованием перевозки грузов. Согласно ее информации, судам, следующим в конечный пункт назначения – иранские порты, потребуется согласие этих двух государств на вхождение в их территориальные воды. Об этом говорится в соответствующем уведомлении. В то же время есть информация, что Саудовская Аравия формальное уведомление не выдавала.

«Действия Саудовской Аравии в отношении любой из стран – производителей нефти направлены только на реализацию собственных интересов королевства», – комментирует Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари». Иран, продолжает аналитик, наращивает экспорт нефти постепенно, но устойчиво, в марте цели по расширению поставок полностью реализованы, следующая цель – выйти на досанкционные уровни. Тегерану нужно зарабатывать, а Саудовская Аравия – сильный демпинговый игрок. Здесь может произойти определенное столкновение интересов.

Потенциал падения

«У нефти сорта Brent сейчас очень широкий диапазон движения, его примерные рамки – $36-42 или чуть-чуть шире. Рынок сырья очень нервный и волатильный, но падение нефтяных котировок к уровням начала марта показывает, что внутри рынка слишком велика спекулятивная премия. Инвесторы легко от нее отказываются, когда проявляются те или иные катализаторы или новости», – комментирует ценовое падение североморской смеси Анна Бодрова.

Вполне возможно, Brent не остановится на текущих отметках – $37-38 долларов за баррель. «Если встреча не состоится в указанную дату, либо страны не договорятся, либо не будут соблюдать договоренности, к которым все-таки придут, то Brent может снизиться до уровня $33-35 за баррель», – прогнозирует Олжас Байдильдинов.

Плюс летом ожидается сезонное снижение спроса/потребления нефти, что также окажет негативное влияние на цены. Этот фактор, по оценке спикера, способен удешевить европейский эталон до $30 и даже до $25 за баррель.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.