Президент США Барак Обама подписал проект бюджета США, который подразумевает отмену введенного в стране 40 лет назад запрета на экспорт нефти. Размер бюджета составляет 1,1 трлн долларов, срок действия – финансовый год, до сентября 2016 года. Документ также предполагает налоговые послабления на 680 млрд долларов, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Проект главного финансового документа обсуждался конгрессменами с февраля 2015 года: демократы во главе с Обамой и республиканцы не могли прийти к единому мнению по ряду вопросов – в области экологии, контроля над рождаемостью, программы беженцев и миграции, отмены нефтяного эмбарго. Демократы поддерживали идею сохранения запрета, республиканцы выступали за то, чтобы разрешить добытчикам поставлять американское черное золото на внешние рынки. Тем не менее компромисс найти удалось: конгрессмены согласились с необходимостью отмены эмбарго.
«Я не в диком восторге по поводу всех составляющих бюджета. Но он позволяет инвестировать средства в наши вооруженные силы и в средний класс без каких-либо идеологических поправок. В частности, он позволит продлить налоговые льготы для 24 млн семей. Он также включает в себя такие долгожданные победы, как укрепление лидерства Америки в МВФ», – цитирует РИА «Новости» американского лидера.
Нефть США на мировом рынке: много шума из ничего
Снятие запрета открывает американскому сырью двери на мировой рынок, но воспользуются ли производители этой возможностью, особенно в отношении рынков Европы, как ожидают некоторые зарубежные аналитики, – это вопрос. Так же, как и то, способны ли США своими дополнительными объемами пошатнуть мировой баланс спроса и предложения.
Комментируя тему для центра деловой информации Kapital.kz, Акбар Тукаев, заместитель генерального директора Казахского института нефти и газа, отмечает: экспорт черного золота из США – это «несущественный момент» для мирового нефтяного рынка. И поясняет: у американцев остается проблема значительной доли импорта, практически треть нефти и сопутствующих нефтепродуктов они завозят с внешних рынков. В 2013 году чистый импорт составил 6 млн барр./сут., в 2014 – 5 млн барр./сут., в этом году средний показатель за 10 месяцев – 4,8 млн барр./сут. Страна является вторым импортером углеводородов в мире.
Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри также считает зависимость США от нефтяного импорта главной причиной равнодушия рынка к отмене эмбарго: экспорт американской нефти окажет нулевой «чистый эффект» на рынок, говорил топ-менеджер картеля на этой неделе на пресс-конференции в Нью-Дели.
Акбар Тукаев предполагает, что определенные объемы Соединенные Штаты, по идее, способны поставлять за рубеж, но эти объемы будут мизерными, поэтому не сыграют никакой роли в мировом обороте.
При этом, подчеркивает он, речь идет о возможном экспорте именно легкой нефти. Причина: нефтегазовая промышленность США в основном ориентирована на тяжелую нефть, и страна импортирует такое сырье из Канады, Мексики, Венесуэлы, Эквадора, Анголы, Бразилии, Колумбии. Впрочем, поставки легкой и средней нефти на рынок США извне также осуществляются, основные поставщики – Саудовская Аравия и Ирак.
Отметим, что объем переработки сырой нефти на американских НПЗ в последнюю неделю ноября составил 16,9 млн барр./сут., в первую неделю декабря – примерно 16,7 млн барр./сут. В 2014 году озвучивалась такая информация, предоставленная The Wall Street Journal и консалтинговой компанией ISH CERA: НПЗ США намерены к 2018 году перерабатывать как минимум на 400 тыс. барр./сут. больше текущего уровня, а уровень в 16 млн барр./сут. они перешагнули в 2013 году.
Акбар Тукаев говорит, что даже если отмена эмбарго стимулирует экспорт, то, скорее всего, поставки пойдут в формате взаимообмена с соседями – через своп-операции: возможно, в Мексике или Венесуэле есть предприятия, которым нужна именно светлая нефть. В Европу же поставки вряд ли будут осуществляться: возникают вопросы логистики – стоимость сырья существенно увеличится.
Вообще, по мнению собеседника, «шумиха» вокруг отмены эмбарго, – это один из инструментов информационного воздействия на нефтяной рынок. Она из того же разряда, что и информационные «пляски» вокруг проблем Греции и их влияния на рынок нефти. Котировки опускались чуть ли не два месяца, хотя эта страна особой роли не играет в мировом нефтяном бизнесе.
В последние три недели, продолжает эксперт, Штаты заявляют о стабилизации или определенном росте добычи, но рост идет на «копейки». По чистой нефти динамика такая: в начале года добыча составила 9,1 млн барр./сут., на пике, который пришелся на июнь – середину июля, – 9,6 млн барр./сут., сейчас – 9,15 млн барр./сут. «То есть американские добытчики вернулись на уровень начала года и потеряли по сравнению с пиком 500 тыс. барр./сут.», – комментирует Акбар Тукаев. Этот момент, по его словам, нельзя не учитывать, если речь идет о потенциале Соединенных Штатов в качестве нефтяного экспортера.
Отметим, что определенные возможности поставок сырья за рубеж у американских производителей, несмотря на эмбарго, появились в 2014 году. Как писало издание The Wall Street Journal, Министерство торговли США разрешило компаниям Pioneer Natural Resources и Enterprise Product Partners из Техаса экспортировать сверхлегкую нефть, или конденсат, со сланцевых месторождений. Отмечалось, что качество такого сырья настолько высоко, что для получения из него топлива требуется минимальная обработка. Это и позволило торговому ведомству разрешить его экспорт.
Эмбарго на экспорт сырой нефти было введено Соединенными Штатами в 1975 году после того, как ОПЕК запретила продажи сырья странам Запада. Нефтяной конфликт стал следствием войны Судного дня.