В текущем году в России прошли два саммита - Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) и БРИКС. Как полагает автор статьи Hurriyet Daily News , проведение данных мероприятий на территории РФ играют важную роль для Владимира Путина, который хотел продемонстрировать западному миру, что, несмотря на экономические и политические санкции, Россия «не сошла с дистанции» и способна быть во главе стран-участниц БРИКС.
Две эти организации отличаются по характеру и интересам, но есть что-то, что их объединяет - они предлагают альтернативу международной системе Запада.
На саммите было объявлено о запуске работы нового банка развития БРИКС, финальный капитал которого составит 100 млрд долларов. Его создание нацелено на сохранение экономической стабильности членов БРИКС и устойчивость нацвалют в странах - участниц БРИКС.
Каждая страна уже внесла сумму, составляющую 2 миллиарда долларов, при этом, если появится необходимость, взнос может быть увеличен на 40 миллиардов долларов. Несмотря на то, что эти инициативы только набирают свои обороты, можно смело сказать, что вполне могут бросить вызов западной экономической и политической системам. По мнению автора статьи, это произойдет, если страны будут взаимодействовать между собой в в индивидуальном порядке, а также совместно разрабатывать инициативы стран-членов БРИКС в таких проектах как «новый Шелковый путь», в недавно созданном Азиатском банке инфраструктурных инвестиций или ЕАЭС.
Факт присваивания статуса «обозревателя» Индии и Пакистану в ШОС, также указывает на срочность позиционирования в международных делах.
В западном мире широко обсуждается теория о том, что ШОС и БРИКС существуют в качестве претендентов на американское господство в международной политике. В то же время, предложение Ирана было отвергнуто, пока он не достигнет соглашения со странами по ядерной программе. Беларусь получила статус «партнера по диалогу» ШОС в 2010 году, а далее ее статус изменился на «обозревателя» организации. Азербайджан, Армения, Камбоджа и Непал стали «партнерами по диалогу». С новыми членами и партнерами, ШОС будет представлять почти половину населения мира.
Тем не менее, изменения интересов и расходящиеся приоритеты государств-членов, а также отсутствие культуры сотрудничества между ними, очевидно, ограничивают их способность сбалансировать США. Тем не менее, разрыв отношений России и Запада после присоединения Крыма к России, территориальные споры Китая с рядом стран и конкуренция с США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, по всей видимости, влияют на приоритеты обеих стран по отношению к контргегемонии.
Таким образом, недавно прошедшие саммиты предоставили России и Китаю шансы, чтобы продемонстрировать свою решимость и способность принимать ведущие роли в международной политике. Результаты саммитов и объявленные планы подтверждают, что обе страны стремятся к построению многополярного мирового порядка. Только время способно показать, что же все-таки выйдет из предложенных инициатив.