Эксперты Российского совета по международным делам, возглавляемого экс-министром иностранных дел Игорем Ивановым, описали три сценария развития ситуации в Донбассе: конфронтация, замораживание конфликта и продвижение мирного процесса. Наиболее вероятным авторам представляется вариант замораживания конфликта, они предостерегают от попыток военного решения и не видят пока условий для полноценного мирного урегулирования, сообщает РБК.
Между Сербской Краиной и Южной Осетией
Говорить о том, что военного решения конфликта не существует, было бы неправильно, заметил на презентации доклада «Украинский вызов для России» один из его соавторов Сергей Маркедонов, вместе с которым над текстом работали Александр Гущин и Анна Цибулина. Однако такое развитие событий будет неблагоприятно для России в любом случае — углубление противоречий между Россией и Западом выглядит практически безальтернативным, предупреждают в докладе эксперты.
Сейчас положение дел внутри Украины и вокруг нее крайне неустойчиво, констатируют они. Это касается как украинской власти и самопровозглашенных ДНР и ЛНР, так и взаимоотношений внешних игроков по поводу перспектив разрешения опасного кризиса в центре Европы. Существует соблазн ускорить развитие событий и вместо скрупулезного распутывания узлов решительно разрубить их, указано в докладе.
В украинской власти февральские соглашения в Минске («Минск-2») не были восприняты однозначно, и это может привести к попыткам ликвидировать дефицит единства посредством наступательной операции против донбасских сепаратистов, которые «не оценили» закон об особом статусе районов Донбасса. Наступление Киева может быть поддержано Западом, который сам не готов к открытому военному противостоянию с Москвой. Однако в отличие от осени 2014 года, сейчас, в случае обострения конфликта со стороны Украины, речь может пойти о массированных поставках Вашингтоном летального оружия Киеву, что автоматически повысит риски для безопасности всей Европы, предупреждают эксперты.
При возобновлении активных боевых действий, они видят возможность повторения сценария наступления хорватских войск на сепаратистов в Сербской Краине в 1995 году или попытки Грузии взять под контроль Южную Осетию в 2008 году.
В 1995 году войска Хорватии и Боснии и Герцеговины провели совместную военную операцию «Буря» против Сербской Краины, в результате чего были ликвидированы самопровозглашенные Республика Сербская Краина и Республика Западная Босния, созданные в 1991 году сербским меньшинством. Военное поражение ДНР и ЛНР будет означать самое мощное поражение Москвы на постсоветском пространстве, несравнимое по своим последствиям с «цветными революциями», предупреждают эксперты: это будет не только политическое, но и военное поражение, чреватое снижением популярности государственной власти внутри страны и ростом недовольства действиями Кремля. Такое поражение, если не поставит крест на проектах евразийской интеграции, то внесет неопределенность в их конечную реализацию, а ближайшие союзники Москвы (такие как Армения и Таджикистан), видя «ненадежность» России, начнут интенсивные поиски геополитических компенсаторов.
Однако быстрое силовое решение в зоне АТО может привести совсем к другим последствиям, сравнимым с закавказским сценарием 2008 года. Тогда попытки президента Грузии Михаила Саакашвили установить при поддержке США контроль над непризнанной Южной Осетией привели к военному вмешательству России в конфликт, поражению грузинских войск и последующему признанию независимости как Южной Осетии, так и Абхазии. При таком развитии событий Киев рискует втянуть Россию в вооруженное противостояние в Донбассе уже в открытом формате. В этом случае значительно повышается вероятность признания Москвой ДНР и ЛНР в качестве независимых государств. Военное поражение сил украинской армии и Национальной гвардии в Донбассе, скорее всего, приведет к «третьему Майдану», в котором примут участие как противники АТО, так и сторонники войны до победного конца. Поскольку на Украине нет той консолидации государственной власти вокруг первого лица, которая наблюдалась в Грузии в 2008 году, «третий Майдан» может способствовать дезинтеграции страны, указано в тексте доклада.
Данный сценарий не сулит значительных выигрышей Москве: она получит новые санкции Запада и новые социально-экономические обязательства по восстановлению Донбасса. Однако, в отличие от сценария «Сербская Краина-2», Москва не потерпит сокрушительного поражения на внешнеполитическом и внутреннем фронтах. Тем не менее, ее гипотетический донбасский успех будет отягощен серьезными проблемами в экономике и на международной арене, усилением ее изоляции и возможным символическим причислением к «странам-изгоям», предупреждают эксперты. Для России конфронтационный сценарий представляется самым рискованным из всех возможных.
Мирное урегулирование
Реализация данного сценария наименее вероятна, указывают эксперты. Причины — в отсутствии общей платформы для всех вовлеченных в конфликт сторон. Мирный сценарий, по мнению авторов доклада, имеет несколько стержневых параметров: отказ от конфронтационной риторики и признание значительных издержек от продолжения конфликта для всех игроков, ограничение, а затем и отмена санкций со стороны США и ЕС и отказ Запада от обсуждения вопроса о статусе Крыма на международных площадках. Таким образом, в обмен на приостановление санкций и снятие с повестки дня крымской темы, Россия может согласиться на территориальную целостность Украины при условии широкой децентрализации.
Однако самая сложная проблема заключается в том, что даже в случае начала реализации основных положений этого сценария Москве будут нужны гарантии по Крыму, но Запад сегодня не может пойти на то, чтобы перестать считать полуостров оккупированной украинской территорией.
Минские соглашения не предлагают способа разрешения конфликта, они зафиксировали то, что никого не устраивает, заметил на презентации доклада Маркедонов. Россия, по его словам, хотела бы выйти из конфликта достойно, с сохранением лица, однако США пока такого варианта не предлагают.
Замораживание конфликта
Заморозка конфликта представляется экспертам наиболее вероятным сценарием, так как ни одна из сторон не заинтересована в серьезных уступках и компромиссах, но в то же время не в состоянии реализовать свою программу: ресурсы Украины для победы без риска эскалации напряженности в отношениях с Россией, включая прямое военное вовлечение Москвы, ограничены, а Россия в случае наращивания поддержки самопровозглашенных республик Донбасса рискует вступить в новую холодную войну. В этих условиях стороны могут согласиться на «подвешивание» вопроса о статусе территорий на неопределенный срок, минимизацию военного противостояния, продолжение переговорного процесса без видимого результата.
Россия в этом случае попытается сформировать властную вертикаль в непризнанных республиках и продолжит оказывать большое влияние на их внутриполитическую жизнь, станет их донором, гарантируя выживание населения, и во многом возьмет на себя задачи по восстановлению инфраструктуры. Украина в таком случае не пойдет на официальные переговоры с властями ДНР и ЛНР, а сосредоточится на выстраивании оборонительной линии, накапливании войск и военной реформе. Во многом это будет соревнование между Украиной (при поддержке Запада) и непризнанными республиками (при поддержке Москвы) в эффективности управления и восстановления инфраструктуры, описывают возможную ситуацию эксперты.
Это идеальный вариант, но для начала надо прекратить военные действия, говорит руководитель украинского Центра прикладных политических исследований ПЕНТА Владимир Фесенко. Его ожидания более пессимистичны: вокруг линии размежевания скорее будет мертвая зона с периодическими обстрелами, это не будет «зона мира». Чтобы стала возможной такая конкуренция, Украине нужна серьезная финансовая инъекция, но деньги пойдут в страну только после наступления мира, рассуждает он. По его прогнозу, на какой-то период времени, на год или больше, это будет «серая зона гибридного перемирия».
Эксперты описали три возможных сценария для Донбасса
Военное решение в любом случае будет неблагоприятно для Москвы
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.