О формировании национальных вариантов русского языка рассказала заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, доктор филологических наук, член Казахстанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы Евгения Журавлева. Об этом сообщает РИА Новости .
В рамках круглого стола "Современный русский язык и языки стран СНГ: причины и последствия лексических заимствований", который прошел в МИА "Россия сегодня" и продолжил серию мероприятий Министерства образования и науки по продвижению русского языка в мире, состоялось прямое включение Астаны.
Эксперт остановилась на проблеме заимствований, которые связаны с двумя близко-контактирующими языками – русским и казахским. "Русский язык, являясь мировым языком, начинает формировать свои национальные варианты, в частности, казахстанский", – отметила Евгения Журавлева, пояснив, что речь идет о многочисленных включениях казахстанской лексики в лексику русского языка.
По ее словам, любой национальный язык, имеющий несколько центров развития, принимает на себя много новой информации, связанной с различными сферами, включая геополитическое устройство страны, социокультурные условия и пр.
"За те 20 лет, которые прошли после распада Союза, эта лексика адаптировалась, ее начали воспринимать не как экзотизм, а как лексику родного языка", – сказала Журавлева. Однако, по ее словам, возникает проблема с отсутствием словарей, которые бы это фиксировали не только с точки зрения толкования, но и с точки зрения орфоэпических норм.
В связи с этим она привела примеры, когда люди, живущие в Казахстане, выражают сомнение по поводу того, какого рода слово "тенге", возможно ли изменять названия казахстанских городов и пр. Кроме того, по ее словам, встречаются фонетические ошибки, связанные с особенностями ударения: так, в казахском языке наблюдается тенденция постановки ударения на последний слог. В казахском языке нет редукции гласных, что отражается на произнесении безударных звуков, которые произносятся одинаково с ударным звуком (например, "АкОрда").