В 2015 году в России с высокой вероятностью может возникнуть дефицит лекарств из-за снижения производства фармацевтического сырья и снижения импорта лекарств на фоне ажиотажного спроса, считают эксперты ВШЭ (Высшей школы экономики). Об этом сообщает РБК .
«Ситуацию на российском фармацевтическом рынке в январе можно охарактеризовать как критическую», – говорится в новом бюллетене «Комментарии о государстве и бизнесе» Центра развития ВШЭ. Эксперты указывают со ссылкой на данные Росстата, что рост потребительских цен на медикаменты в январе 2015 года к январю прошлого года превысил 20% и на 5% обогнал темп инфляции. В дальнейшем возможно ускорение роста цен производителей, говорится в бюллетене – таковы тенденции, сложившиеся за прошлый год. «Потребительские цены на медикаменты в России в 2014 году росли быстрее темпа инфляции, и в декабре их прирост к декабрю 2013 года составил 13,1%», – говорится в отчете.
При этом розничные цены на жизненно важные препараты в аптечном сегменте росли медленно, с учетом их регулирования – на 2,4% за год. «Но в целом на лекарства, без госпитального сектора, где нет потребительских цен, получилось больше 13%», – пояснила РБК старший научный сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ Елена Балашова. По ее мнению, уже можно говорить о признаках дефицита: «Ажиотажный спрос был со стороны населения, а госструктуры создавали запасы». «О критической ситуации в этой сфере речи пока не идет», – не соглашается директор некоммерческого партнерства «Центр социальной экономики» (ЦСЭ) Давид Мелик-Гусейнов.
По его словам, спрос на лекарства у дистрибьюторов от аптек и медучреждений действительно снижается, но о дефиците говорить нельзя. Вряд ли в России будет дефицит лекарств – был похожий период кризиса в экономике в 2008–2009 годах, когда активно росли доллар и евро, но никакого дефицита на фармацевтическом рынке не было, говорит директор отдела стратегических исследований аналитической компании DSM Group Юлия Нечаева. По данным DSM, в январе потребление лекарств в упаковках сократилось на 4%, однако эта тенденция продолжалась весь 2014 год, отмечает Нечаева.