Закончилась сессия российской делегации на 45-м Всемирном экономическом форуме в Давосе. Центр деловой информации Капитал.kz подвел основные итоги сессии.
Первый вице-премьер России Игорь Шувалов сообщил, что нынешний кризис только кажется мягче того, что был в 2008-2009 годах. Как он сообщил, «это только кажущаяся легкость. На самом деле мне представляется, что мы уже год находимся в состоянии, когда мы входим в более затяжной и сложный кризис».
«Ничего хорошего в существующей ситуации нет. Она очень тяжелая. Думаю, что она будет усугубляться. Антикризисный план 2015 года должен быть рассчитан на то, чтобы помочь адаптироваться к «жесткой посадке». Экономика жестко присаживается. Надо научиться всем, начиная от рядовых граждан до крупных корпораций и федерального правительства, жить в новых условиях. Это время, когда нужно провести все те реформы, о которых много лет говорили, но в реальности у граждан потребности в таких реформах не было. Мое опасение – что вся эта повестка может быстро исчезнуть с возвращением больших экспортных доходов», – отметил первый вице-премьер.
Без введения Западом санкций, воспринятых российским обществом как атака не лично на Путина, а на Россию в целом, проводить реформы в стране было бы сложнее, сообщил Игорь Шувалов. Санкции обеспечили консолидацию общества, сплотили его и обеспечили руководству страны политическую поддержку.
«Если бы даже этого кризиса не было, а мы вошли бы в фазу цены на нефть в $47 и не было бы фактора Украины и санкций, ситуация была бы значительно жестче», – отметил Шувалов, пояснив, что без «внешнего фактора» властям было бы сложнее отказаться от проведения популистской политики.
«Это условие, которое дает очень хороший гандикап», – отметил первый вице-премьер.
«Если русский ощущает любое давление извне, он никогда не отдаст своего лидера. И чем дольше продлятся санкции, тем большей будет поддержка населением президента страны Владимира Путина. И этому не помешают никакие вызванные санкциями проблемы в жизни страны», - добавил он.
Он также добавил, что «нас никакими санкциями не заставишь ничего делать». Алексей Кудрин, экс-министр финансов России, относительно санкции отметил, что их роль высока. Санкции разрушают мировую инфраструктуру и не только российскую. Если выбрать постоянный инструмент давления через санкции, это приведет к образованию более дорогого типа глобализации, когда «попытка подчинить другую страну своим правилам» делается способами, которые нарушают существующие соглашения.
«Россия, к сожалению, ощущает серьезное давление санкций. Такое глубокое падение рубля связано и с санкциями, так как мы не получаем внешнее финансирование», – добавил Алексей Кудрин, добавив, что в 2015 году отток из России составит около $90–100 млрд.
Со своей стороны экс-министр финансов добавил, что цена на нефть будет неизвестно какой. «Какая цена будет через два-три года, мы не знаем. Даже в условиях санкций можно добиться роста. Но нужно, чтобы санкции не увеличивались, если санкции увеличатся, это на 50% снизит эффективность всех предлагаемых сейчас мер».
Отвечая на вопрос, осознает ли цену своих решений Владимир Путин, экс-министр финансов отвечает, что осознает. «Цели, которые связаны с позиционированием России на мировой арене в качестве сильного государства, по-видимому, Путин ставит выше цены, которая будет заплачена».
С точки зрения сотрудничества России с Китаем Игорь Шувалов отметил, что это очередной «миф, который породили после введения санкций, что Россия «вынуждена сотрудничать с Китаем» из-за проблем с Западом. Это неправда».
«Еще задолго до всех этих событий господин Путин поручил мне заниматься восточным направлением, когда мы начинали исследовать повестку в рамках АТЭС», – отметил он и сказал, что они начали заниматься восточным направлением в 2010 году, «никаких осложнений с Западом тогда не было».
Шувалов напоминает, что торговые отношения были даже с Северной Кореей. «России нужно иметь баланс структуры своего экспорта», – говорит Шувалов, уточняя, что нужно иметь возможность торговать с Западом и Востоком в равных долях. «Чтобы быть сильной экономикой, Россия должна научиться торговать с Востоком так же, как мы торгуем с Западом», – подвел итоги Игорь Шувалов.