Президент Украины Петр Порошенко своим решением прекратить перемирие взял на себя военную и политическую ответственность за возобновление военных действий, заявил российский лидер Владимир Путин. Он сказал на встрече с послами и постпредами в МИД России, что это решение у него вызвало сожаление, пишет издание «Ведомости».
«До сих пор Петр Алексеевич все-таки не имел прямого отношения к приказам начать военные действия. Теперь он взял на себя эту ответственность сполна», — полагает Владимир Путин. Ни президент России, ни его «коллеги из Европы» не смогли убедить Порошенко, что «дорога к надежному, прочному, долгосрочному миру не может лежать через войну».
Ранее российский МИД выпустил заявление об отказе Киева от публикации согласованной на уровне внешнеполитических ведомств декларации о деэскалации конфликта. В решении отказаться от продления перемирия и других аналогичных решениях Москва увидела возможное «влияние извне». «Создается впечатление, что изменение позиции Киева, включая объявление в ночь на 1 июля с. г. о непродлении режима перемирия, произошло не без влияния извне вопреки позиции ведущих членов ЕС», — заявил МИД России.
Нынешние события на Украине Путин считает «концентрированным выражением» политики сдерживания, которая направлена против России. Он отметил, что она не прекращалась и после завершения «холодной войны». По его словам, в мире «растёт конфликтный потенциал, серьёзно обостряются старые противоречия и провоцируются новые». С конфликтными ситуациями порой приходится сталкиваться неожиданно, и при этом «не срабатывает международное право, элементарные нормы приличия не соблюдаются, торжествует принцип вседозволенности».
Российский президент надеется, что «прагматизм все-таки восторжествует» и «Запад избавится от амбиций, от стремления устроить «мировую казарму» — расставить всех по ранжиру, навязать единые правила поведения и жизни общества». «Надеюсь, что Запад начнет строить отношения на основе равноправия, взаимного уважения, взаимного учета интересов», — сказал Путин.
Присоединение Крыма Путин объяснил тем, что Россия не имела права оставить крымчан и севастопольцев на произвол воинствующих националистов и радикалов, передает «РИА Новости». По его словам, на Украине «под угрозой оказались наши соотечественники, русские люди, люди других национальностей, их язык, история, культура, законные права», гарантированные общеевропейскими конвенциями. Он уточнил, что подразумевает «людей, которые ощущают, чувствуют себя частью так называемого широкого русского мира», не обязательно этнически русских, но считающих себя русскими.
Кроме того, в ситуации с Крымом Россия не могла допустить, чтобы был ограничен ее доступ к акватории Чёрного моря, а в Севастополь, «овеянный боевой славой русских солдат и матросов», пришли бы войска НАТО и «практически всё, за что Россия боролась начиная с петровских времён, а может быть, и раньше», было бы фактически вычеркнуто. Путин пообещал, что Россия и впредь будет «энергично отстаивать права русских, наших соотечественников за рубежом, использовать для этого весь арсенал имеющихся средств: от политических и экономических — до предусмотренного в международном праве гуманитарных операций права на самооборону».
Российский лидер признал, что отношения России и США сейчас не в лучшей форме и в адрес Москвы «то и дело звучат ультимативные, менторские нотки». Однако, по его словам, российская сторона готова к конструктивному диалогу — но только на равноправной основе. Евросоюзу он посоветовал подстраховаться, чтобы там не повторились такие события, как на Украине, в Ираке, Сирии и Ливии. «Необходимо настойчиво добиваться исключения на европейском пространстве любых антиконституционных переворотов, вмешательства во внутренние дела суверенных стран, шантажа и угроз в межгосударственных отношениях, поощрения радикальных и неонацистских сил. Нам всем в Европе нужна своего рода страховочная сетка, чтобы иракский, ливийский, сирийский, и, к сожалению, в этом ряду нужно упомянуть и украинский, прецеденты не оказались заразной болезнью», — заявил Путин. По его словам, особенно такие события опасны для постсоветского пространства, где государства «ни в политическом, ни в экономическом плане еще прочно не встали на ноги», однако и во внешне благополучных западных странах «достаточно скрытых этнических и социальных противоречий, которые могут в любой момент обостриться».