По оценкам ООН, в настоящее время в мире насчитывается более 40 точек, где водные споры могут перерасти в военные конфликты. Одним из таких регионов является Центральная Азия. Об этом пишет dw.de.
В Душанбе участники международной конференции высокого уровня по водному сотрудничеству заявили, что в нынешнем столетии может обостриться борьба государств за право контроля над водными ресурсами. Споры вокруг воды в Центральной Азии обострились еще в 2004 году. Поводом стало решение Таджикистана возобновить строительство Рогунской ГЭС. Против этих планов выступил Узбекистан. Ташкент занял принципиальную позицию и на протяжении последних девяти лет неизменно заявляет, что сооружение Рогунского водохранилища грозит Узбекистану потерей необходимого объема воды.
Кроме того, в 2012 году Кыргызстан обнародовал планы по сооружению Камбаратинской ГЭС. В ответ президент Узбекистана Ислам Каримов во время визита в Астану в сентябре 2012 года весьма жестко предостерег Бишкек и Душанбе, заявив, что усугубление ситуации «может вызвать не просто противостояние, но даже войну».
Научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев полагает, что при определенных обстоятельствах узбекская сторона может прибегнуть к силовому варианту решения водных споров.
«Если Таджикистан и Кыргызстан будут действовать без учета интересов Ташкента, такой сценарий вполне вероятен. Нынешнее узбекское руководство весьма сдержанное, но ведь все может измениться», – считает политолог.
Если Узбекистан решит применить силу, региональные организации, по мнению эксперта, едва ли придут на помощь Таджикистану и Кыргызстану.
«Для участия сил КСОР ОДКБ требуется согласие всех президентов стран-участниц и ратификация решения парламентами, что нереально. Максимум, что могут сделать страны ОДКБ - это проявить инициативу по политическому урегулированию конфликта», - говорит Князев.
Между тем, российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов считает, что до войны за воду дело не дойдет. Несмотря на некоторую хаотичность принимаемых решений в странах Центральной Азии, политики все же несут ответственность за возможные последствия силового решения конфликта.
«Не надо ожидать еще большего обострения отношений между Ташкентом и Душанбе. Пик уже позади», - говорит эксперт.
По его словам, в ближайшее время руководство Узбекистана и Таджикистана будет сконцентрировано, скорее, на внутренних проблемах своих государств, нежели на отношениях с соседями.